Департамент истории
Клемешов Алексей Станиславович, кандидат исторических наук, доцент
В департаменте истории работают 9 преподавателей (2 — штатных, 7 — совместителей).
Из них: 4 человека — профессора, доктора наук, 5 человек — доценты, кандидаты наук.
Преподаватели департамента читают лекции по истории России в контексте мирового развития для студентов первого курса, а также ведут гуманитарные курсы по выбору для всех студентов преимущественно по всемирной истории.
Организационно-содержательная модель развития пространственного мышления студентов педвуза
Одна из главных задач учреждения высшего образования – подготовка квалифицированных специалистов, имеющих глубокие теоретические знания и твердые практические навыки по специальности.
Для студентов, в чью будущую профессиональную деятельность входит изобразительное искусство и, в частности, скульптура, разработана специальная учебная дисциплина «Скульптура».
Целью учебной дисциплины «Скульптура» является создание психолого-педагогических условий, способствующих повышению уровня подготовки специалиста, а так же формированию пространственного мышления и личностных качеств учащихся, другими словами, профессиональных компетенций.
Основными задачами учебного курса «Скульптура» являются:
– изучение основных исторических и современных культурно- исторических традиций в области скульптуры;
– усвоение скульптурных понятий;
– ознакомление с особенностью материалов для изготовления скульптурного произведения; изучение скульптурных композиций, стилизации, художественной скульптурной пластики;
– формирование знаний, умений и навыков студентов в развитии профессионального мышления учащихся.
Эффективность процесса развития пространственного мышления студентов средствами скульптуры обусловлено активизацией эмоционально-чувственной сферы учащихся, их когнитивного и художественно-творческого развития.
Поэтому воплощение процесса развития пространственного мышления в виде модели способствует более эффективному восприятию и усвоению скульптурной деятельности, а также повышает у учащихся интерес к скульптуре и удовлетворение от личного творчества.
Существует еще несколько определений модели в научных исследованиях.
Моделирование – необходимая составная часть педагогической деятельности. С помощью моделирования сравниваются и оцениваются варианты решений, имитируются реальные процессы развития, принимаются решения о выборе альтернатив.
Исходя из этого, определяется обобщенная организационно- содержательная модель, которая реализуется в высших образовательных учреждениях. При этом некоторые элементы модели имеют свою существенную окраску, определяемую спецификой вуза.
В нашей работе развитие пространственного мышления осуществляется на основе обучения скульптуре, поэтому здесь необходима организация системы индивидуального консультирования, организация выездных форм работы (экскурсии).
Преподаватели
Антонов Владислав Алексеевич, доктор исторических наук
Грицаева Анна Дмитриевна, кандидат исторических наук, доцент
Гришин Дмитрий Борисович, кандидат исторических наук, доцент
Клемешов Алексей Станиславович, кандидат исторических наук, доцент, руководитель департамента
Егорова Оксана Вениаминовна, профессор
Емельянова Елена Дмитриевна, профессор
Стецюра Татьяна Дмитриевна, кандидат исторических наук, старший преподаватель
Суриков Игорь Евгеньевич, профессор
Черникова Лариса Петровна, кандидат исторических наук, доцент
Шемякин Яков Георгиевич, доктор исторических наук
Организационно-педагогические условия развития пространственного мышления на занятиях скульптурой
Для обеспечения эффективности организации практических занятий по скульптуре необходимо выполнение ряда условий их реализации:
– Педагогическая компетентность и педагогическое мастерство педагогов в области скульптуры.
– Готовность к этому виду деятельности.
– Наличие организационно-методической и материальной базы.
Остановимся на каждом из них.
В различных литературных источниках «компетентность» как научная проблема еще не получила своего исчерпывающего анализа, поэтому в литературе встречается широкое толкование этого понятия, которое чаще всего интуитивно употребляют для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма.
В педагогике все мнения об использовании «компетенции» и «компетентности», условно подразделяют на три группы:
Эти термины – дань моде, и можно обойтись без них, так как есть классические прототипы – уровень подготовленности выпускника и учебные умения.
«Компетенция» и «компетентность» уже широко используются в других видах жизнедеятельности человека и обозначают высокое качество его профессиональной деятельности.
Для перспективы развития содержания образования понадобились производные от обсуждаемых терминов во множественном числе. Возможно, компетенции и компетентности в дальнейшем опишут сложную структуру культуросообразной деятельности обучающихся и привнесут инновационный характер и резерв в развитие самого содержания образования.
Трактование компетентности как адекватного поведения работника в организации потребовало уточнения и в теории, и в практике понятия «компетенция». Как правило, термин «компетенция» служит для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки выпускника, категории результата образования. Однако в методической литературе, как российской, так и зарубежной, существует множество определений понятия «компетенция», поскольку само понятие сравнительно новое и его теоретическое осмысление не завершено.
Компетенции, которую условно можно назвать «способность к деятельности», состоит из:
– готовности к целеполаганию;
– готовности к оценке;
– готовности к действию;
– готовности к рефлексии, готовности к анализу
– готовности к творческому подходу
– готовности к обучению
Следует подчеркнуть, что подход, основанный на компетенциях, ни в коей мере не принижает роль знаний. Наоборот, знания необходимы как для осуществления деятельности, так и для дальнейшего обучения, что является неотъемлемым фактом существования в обществе, основанном на знаниях, в котором нам предстоит жить. Знание определяется не только как информация, но и как представление о мире, преломленное собственным когнитивным, социально-культурным, духовным опытом индивида, представленное в виде понимания.
Другими словами, компетенция – это то, на что претендуют, или то, что назначается, как должное быть достигнутым; компетентность — это то, чего достиг из желаемого или вмененного конкретный человек.
Автореферат диссертации по теме “Развитие пространственного мышления студентов художественных факультетов педвузов на занятиях скульптурой”
На правах рукописи
ПИЛИПЕР Алексей Вячеславович
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ СКУЛЬПТУРОЙ
02 – теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)
АВТОРЕФЕРАТ диссертация на соискание ученой стеиени кандидат педагогических наук
Работа выполнена на кафедре рисунка ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор
Мезенцева Юлия Ивановна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Игнатьев Сергей Евгеньевич;
кандидат педагогических наук, доцент Костенко Виктор Ильич
Ведущая организация: Магнитогорский государственный
Зашита состоится 5 декабря 2008 г. в 13. 00 часов на заседании диссертационного совета К 212. 177. 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644099, Омск, ул. Партизанская, 4а, ауд. 414.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета (644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14).
Автореферат разослан 5 ноября 2008 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования обусловлена необходимостью подготовки высококвалифицированных учителей изобразительного искусства, владеющих эффективными методами преподавания, а в частности развитием пространственного мышления у студентов педагогических вузов на занятиях скульптуры.
На современном этапе модернизации системы художественного образования в России большое значение приобретает проблема совершенствования профессиональной подготовки художника-педагога, который должен быть сформирован как развитая, творческая личность и подготовлен к деятельности, обеспечивающей не только обучение школьников, но и их интеллектуальное развитие.
В этой связи необходимо отметить, что составляющей частью интеллекта является пространственное мышление, сформированность которого служит непременным условием успешности изобразительной деятельности. Высокий уровень пространственного. мышления у художника-педагога является необходимым условием для решения профессиональных задач.
Сегодня активно ведутся поиски новых путей совершенствования методики преподавания специальных художественных дисциплин, направленных на повышение профессионального мастерства художников-педагогов, развития у специалистов пространственного мышления.
Актуальность данной проблемы.
В настоящее время в педвузах большое внимание уделяется развитию творческого мышления будущих педагогов, где ведущее место занимает пространственное мышление, которое входит в число значимых общепрофессиональных компетенций в подготовке художника-педагога.
Особая роль в развитии пространственного мышления будущих художников-педагогов отводится занятиям по скульптуре. Скульптура обладает большей наглядностью в передаче пространства, чем другие виды изобразительного творчества. Основным средством организации пространства в скульптуре является трехмерный объем. Уровень выполнения скульптурных композиций зависит от способности объемно-пространственно мыслить.
Проблема развития мышления, в том числе творческого, рассматривалась в науке многими специалистами: философами, психологами, педагогами. Так, в общем плане мышление человека исследовали Б. Ананьев, Л. Выгодский, П. Гальперин, В. Давыдов, А. Леонтьев, С. Рубинштейн, Н. Талызина, Г. Щукина, Д. Элькошш.
Достаточно подробно различные аспекты мышления исследованы и раскрыты на теоретическом уровне в трудах отечественных педагогов: Ю. Бабанского. Есипова, И. Лернера, Н. Лошка-ревой, М. Шардакова. Скаткина, В. Сластенина. Ша-мовой и др. ; зарубежных психологов и педагогов: Б. Блума, Ф. Зей-ферта, И. Ломпшера, Ж. Пиаже, Д. Хамблина, Н. Поддьякова, Ф. Шемякина.
Большой вклад в исследование вопроса о понятии и структуре пространственного мышления внесли: Г. Глейзер, Е. Кабанова-Меллер, И. Я Каплунович, В. Крутецкий, Е. Рыбалко, В. Сто-летнев, И. Якиманская.
Основополагающими в определении основных направлений развития содержания учебных дисциплин художественного цикла и методики их преподавания в вузе явились для нас труды А. Барща, Г. Беда. Волкова, Л. Ивахновой, С. Игнатьева, А. Иконникова, В. Кузина. Лебедко, С. Ломова, Л. Медведева, Н. Ростовцева, Б. Смирнова, А. Хворостова, Н. Шабанова, Е. Шорохова.
В целях раскрытия вопросов теории создания скульптурного произведения, эстетической ценности и специфики художественной деятельности в области скульптуры рассматривались труды К. Браски, Ч. Боголюбова, В. Ватагина, Н. Механика, Н. Одноралова.
Между тем анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что, несмотря на важность обозначенной задачи, проблеме развития пространственного мышления в системе художественного факультета уделено недостаточно должного внимания. Об этом свидетельствуют те трудности в создании образов и оперирование ими, которые испытывают студенты высших учебных заведений при решении учебных и художественно-творческих задач.
Исследование данного вопроса профессиональной подготовки будущих художников-педагогов в условиях высшей школы позволило выявить противоречие между необходимостью овладения пространственным мышлением на высоком уровне и недостаточным его развитием в рамках предлаг аемой программы по скульптуре.
Обозначенное противоречие определило проблему исследования, а именно: каковы должны быть организационно-педагогические условия и средства развития пространственного мышления у студентов педвузов на занятиях скульптурой.
Вышесказанное определило тему нашего исследования «Развитие пространственного мышления у студентов художественных факультетов педвузов на занятиях скульптурой», где особое внимание мы уде-
лили разработке эффективной системы заданий, направленных на оптимальное развитие пространственного мышления у студентов художественных факультетов.
Цель исследования заключается в научном обосновании, разработке и экспериментальной проверке, методики развития пространственного мышления у студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе обучения скульптуре.
Объект исследования – процесс обучения скульптуре студентов в системе высшего художественно-педагогического образования.
Предмет исследования – педагогические условия и методы развития пространственного мышления у студентов художественных факультетов педвузов на занятиях скульптурой.
Гипотеза исследования: развитие пространственного мышления у студентов художественных факультетов педвузов на занятиях скульптурой будет наиболее эффективным, если:
1) учитываются особенности и взаимовлияние процессов развития пространственного мышления и обучения скульптуре;
2) применяется комплекс специальных программно- и учебно-методических материалов, материально-технического обеспечения, способствующих развитию пространственного мышления на занятиях по скульптуре;
3) процесс обучения скульптуре строится на основе разработанной модели развития пространственного мышления;
4) создаются условия для повышения уровня компетентности преподавателей в развитии пространственного мышления у студентов.
Выявить и проанализировать базовые философские, психологические и педагогические основания для решения проблемы развития пространственного мышления.
Выявить особенности развития пространственного мышления средствами скульптуры.
Определить и научно обосновать систему организационно-педагогических условий эффективного развития пространственного мышления у студентов художественных факультетов педвузов.
Разработать и обосновать организационно-содержательную модель развития пространственного мышления с учетом особенностей обучения скульптуре.
Осуществить экспериментальную проверку эффективности разработанной методики развития пространственного мышления на занятиях скульптурой на основе модели.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили труды по теории развития личности (А. Асмолов,
Ананьев, Л. Выготский, А. Леонтьев Д. Фельфутеини др. ); по развитию мышления (В. Давыдов, Е. Кабанова-Меллер, И. Лернер, С. Рубинштейн, М. Скаткин, И. Якиманская и др. ); по исследованию проблем теории и методики обучения изобразительному искусству (Е. Игнатьев, В. Кузин, В. Корешков, В. Лебедко, С. Ломов, Н. Ростовцев, А. Хворостов, Е. Шорохов и др. ); по введению новых государственных стандартов (В. Байденко, Э. Зеер, И. Зимняя А. Кузнецов, Н. Никан-дров и др.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) •теоретический анализ философской, социально-педагогической, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
2) изучение нормативно-программной документации (учебных планов, программ, пособий);
3) теоретический и эмпирический методы: наблюдение, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование, анализ продуктов творческой деятельности студентов, анкетирование, диагностика и т
4) педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий. контрольный), анализ и обобщение результатов.
Опытно-экспериментальной базой исследования служил Московский государственный областной университет, Курский государственный областной университет.
Первый этап (2002 г. ) – поисковый. Изучалась и анализировалась научно-теоретическая, методическая и искусствоведческая литература по проблеме исследования; проводился анализ и обобщение опыта работы педвузов, определялись недостатки в организации процесса обучения скульптуре и их причины.
Второй этап (2003-2005 гг. ) – констатирующий. Выявлялись организационно-педагогические условия эффективной организации процесса развития пространственного мышления средствами скульптуры; проводилось анкетирование, наблюдение за процессом работы над скульптурными произведениями; анализировались готовые работы учащихся; теоретически выявлялись показатели, характеризующие уровень развития пространственного мышления студентов; разрабатывалась методика развития пространственного мышления средствами скульптуры; осуществлялся констатирующий эксперимент.
Третий этап (2006-2007 гг. ) – формирующий. Экспериментально проверялась методика развития пространственного мышления студентов и влияние скульптуры на процесс его развития; реализовывалась
теоретически разработанная модель и комплекс педагогических условий; проводился формирующий эксперимент.
Четвертый этап (2008 г. ) – контрольный. Проводилось сравнение полученных результатов в ходе констатирующего и формирующего экспериментов; анализировались, обобщались результаты исследования; формулировались выводы; оформлялись результаты исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
Выявлены особенности и методические возможности эффективного формирования развития пространственного мышления средствами скульптуры (более свободное оперирование пространственными свойствами и отношениями в трех измерениях; вариативность использования скульптурных материалов; оперирование пространственными образами, основанными на преобразовании наглядной основы путем мысленного вращения, перемещения, трансформации, перегруппировки и т.
Определены и научно обоснованы организационно-педагогические условия эффективного развития пространственного мышления у студентов художественных факультетов педагогических вузов применительно к особенностям обучения скульптуре (использование специально разработанного комплекса программно- и учебно-методических материалов, ориентированных на развитие пространственного мышления; расширение дидактических возможностей средств наглядности за счет применения художественно-компьютерной графики; построение учебного процесса в соответствии с моделью развития пространственного мышления; готовность и способность преподавателей (компетентность) к организации процесса развития пространственного мышления).
Разработана и обоснована оптимальная организационно-содержательная модель развития пространственного мышления у студентов художественных факультетов педвузов средствами скульптуры, включающая следующие блоки: цель, психолого-педагогические основы, задачи, условия, методы, критерии, уровни.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработана оптимальная организационно-содержательная модель организации учебного процесса по эффективному развитию пространственного мышления применительно к специфике скульптуры.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные учебно-методические материалы, учебная программа «Педагогические основы развития пространственного мышления студентов средствами скульптуры» и полученные результаты могут быть использованы в практике преподавания скульптуры в вузах, техникумах, колледжах педагогического профиля, при разработке учебных программ для учителей изобразительного искусства.
Обоснованность н достоверность полученных теоретических и экспериментальных результатов исследования и научных выводов обеспечивались совокупностью методологических и теоретических положений, подтвержденных практикой, комплексными методами исследования, адекватных его объекту, целям и задачам, длительным характером эксперимента, воспроизводимостью результатов и использованием знаний и умений по скульптуре, а также всесторонним качественным и количественным анализом результатов эксперимента, апробацией и внедрением основных положений исследования в педагогическую практику.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялась нами в ходе работы на художественно-графическом факультете Московского и Курского государственных областных университетах.
Материалы исследования этапы эксперимента и его результаты докладывались и проходили обсуждения на заседаниях кафедры теории и методики преподавания изобразительного искусства а также кафедры рисунка Московского государственного областного университета. Основные положения исследования отражены в публикациях: статьях, тезисах докладов на конференциях, методических рекомендациях.
На защиту выносятся следующие положения:
Организационно-педагогические условия эффективного развития пространственного мышления у студентов в процессе обучения скульптуре:
-учебно-мегодическое и программное обеспечение (методические рекомендации, система специальных заданий, учебная программа);
-применение средств наглядности на основе художественно-компьютерной графики, позволяющей расширить методические возможности трехмерного моделирования и проектирования пространства на занятиях скульптурой;
– построение учебного процесса на основе модели развития пространственного мышления у студентов, специализирующихся по направлению «Скульптура»;
-дополнительная подготовка преподавателей в целях повышения уровня компетентности но развитию пространственного мышления у студентов.
Организационно-содержательная модель процесса эффективного развития пространственного мышления у студентов в системе художественно-педагогического образования, построенная на основе выделенных особенностей обучения скульптуре, организационно-педагогических условий и критериев оценки их эффективности.
Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяется цель, объект и предмет, выдвигается гипотеза, определяются задачи исследования, отмечается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, раскрываются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации и внедрении результатов исследования.
В первой главе «Психолого-педагогическне основы развития пространственного мышления у студентов художественных факультетов педвузов» проанализированы научные материалы по философии, психологии, педагогике в контексте проблемы исследования, выявляются основные психологические процессы, лежащие в основе мышления.
Проблема развития мышления поднималась в науке разными специалистами: философами, психологами, педагогами. Так, в общем плане мышление человека исследовали А. Асмолов, Б. Ананьев, Л. Выготский, П. Гальперин, В. Давыдов. Леонтьев, С. Рубинштейн, Н. Талызина, Г. Щукина, Д. Фельфутейн, Д. Эльконин.
Достаточно подробно различные аспекты мышления исследованы и раскрыты на теоретическом уровне в трудах отечественных педагогов: Ю. Бабанского, Б. Есипова, И. Лернера, Н. Лошка-ревой, М. Шардакова, М. Скаткина, В. Сластенина, Т. Ша-мовой, П. Хроменкова и др. ; зарубежных психологов и педагогов: Б. Блума, Ф. Зейферта, И. Ломпшера, Ж. Пиаже, Д. Хамблина, Н. Ноддьякова, Ф. Шемякина.
Большой вклад в исследование вопроса о понятии и структуре пространственного мышления внесли: Г. Глейзер, Е. Кабанова-Меллер, И. Я Каплунович, В. Крутецкий, Ж. Пиаже, Е. Рыбалко, В. Столетнев, И. Якиманская.
В целях раскрытия вопросов теории создания скульптурного произведения, эстетической ценности и специфики художественной деятельности в области скульптуры, в диссертации привлекались труды К. Браски, Ч. Боголюбова, В. Ватагина, Н. Механика, Н. Одно-ралова.
Между тем анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что, несмотря на важность обозначенной задачи, проблеме развития пространственного мышления не уделено должного
внимания. Об этом свидетельствуют те трудности в создании образов и оперирование ими, которые испытывают учащиеся высших учебных заведений при решении учебных и художественно-творческих задач.
В связи с этим выявлены особенности и методические возможности развития пространственного мышления средствами скульптуры (более свободное оперирование пространственными свойствами и отношениями в трех измерениях; вариативность использования скульптурных материалов; оперирование пространственными образами, основанными на преобразовании наглядной основы путем мысленного вращения, перемещения, трансформации, перегруппировки и т.
Являясь разновидностью образного мышления, пространственное мышление сохраняет все его основные черты и в то же время существенно от него отличается. В процессе оперирования образами происходит их видоизменение в требуемом направлении. Образы здесь являются исходным материалом, основной оперативной единицей и результатом мыслительного процесса.
Это оперирование обеспечивается деятельностью представления, которая опирается на восприятие реальных объектов или их графических изображений.
Создание образов обеспечивает накопление представлений, которые по отношению к мышлению являются исходной базой, необходимым условием его осуществления.
Пространственное мышление есть такое психологическое образование, которое формируется в различных видах деятельности (практической и теоретической). Для его развития большое значение имеют продуктивные формы деятельности: практические задания по рисунку и скульптуре. В ходе овладения ими целенаправленно формируются умения представлять в пространстве результаты своих действий и воплощать их в рисунке, пластической модели, мысленно видоизменять их и создавать на эюй основе новые в соответствии с созданным обра-
зом (замыслом), планировать результаты своего труда, а также основные этапы его осуществления.
Особую роль в развитии пространственного мышления играют пластические (пространственные) искусства. Это виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени; имеют предметный характер; выполняются путем обработки вещественного материала; воспринимаются зрителями непосредственно и визуально.
Скульптура, в отличие от других пространственных искусств, имеет наибольшую зависимость от материала в процессе воплощения пластического замысла.
Таким образом, большое значение в процессе постижения образно-пластического и пространственного языка в скульптуре принадлежит процессу освоения пластических материалов, используемых при создании скульптурных произведений. Каждый скульптурный материал имеет свои качества и обладает только ему присущими возможностями. Поэтому образное и пространственное решение в скульптуре во многом связано с избранным материалом, который раскрывает собственные свойства, свою природную красоту.
Расширяются и усложняются при этом формы наглядности. В качестве наглядного материала используются сочетания реальных (объемных) предметов, объектов и их плоскостное изображение (рисунки, наброски от руки и т.
Успех обучения (в частности, развития пространственного мышления) зависит не только от мастерства преподавателя, но и от подготовленности учащихся: внимании, памяти, активности, волевого напряжения, мыслительных операций, а также от желания учащихся заниматься этим видом деятельности. Здесь немаловажную роль играет формирование положительной мотивации.
Мы считаем, необходимым рассмотреть возможность включения в учебный процесс на занятиях по скульптуре нового современного средства наглядности – мультимедиа.
В таком виде искусства, как скульптура, использование современной компьютерной техники становится не только желательным, но и жизненно необходимым так как позволяет расширить базу наглядных пособий. Главным недостатком всех имеющихся репродукций и слайд-программ по скульптуре является невозможность показа специфики этого вида изобразительного искусства – искусства соотношения объемов в пространстве. Такую возможность может дать только трехмерное изображение на экране монитора, моделирующее реальные пространственные соотношения.
Разработка соответствующих заданий на основе классификации различных видов изображений и типов их преобразований способство-
вало бы правильному и более раннему усвоению учащимися основополагающих понятий о пространстве и его элементах и играло бы большую роль в развитии пространственного мышления учащихся.
Во второй главе «Методика развития пространственного мышления у студентов художественных факультетов педвуза на занятиях скульптурой» выстраивается организационно-содержательная модель развития пространственного мышления у студентов педвуза, которая включает в себя: цель, задачи, условия, методы, критерии и уровни развития пространственного мышления студентов средствами скульптуры. Глава носит экспериментально-доказательный характер и посвящена разработке эффективной методике развития пространственного мышления у студентов художественных факультетов педвуза.
Результаты развития пространственного мышления студентов средствами скульптуры условно можно разделить на две категории:
– соответствие результата работы критериям и требованиям задания: масштабность, соблюдение пропорций, соответствие натуре, эскизу или модели, пластика линий, компоновка пропорции масс, перспектива, динамика композиции, соответствие творческому замыслу, соблюдение всех стадий выполнения в том или ином материале;
– развитие способностей и характеристик личности. Такими характеристиками могут быть: способность видеть и выделять проблему, уровень познавательной мотивации, творческой активности, наличие и выраженность авторской позиции.
Применение модели в образовательном процессе привело к созданию экспериментальной программы, предназначенной для освоения скульптуры.
Программа была составлена из циклов занятий, соответствующих разным видам скульптурной деятельности с учетом того, где целесообразно и полноценно можно было решать определенные задачи, связанные со скульптурой в процессе обучения учащихся.
Опытно-экспериментальное исследование по развитию пространственного мышления у студентов проводилось нами на базе художественно-графического факультета Московского и Курского государственных областных университетов.
Экспериментальное исследование проводилось со студентами третьего и четвертого курсов. Всего в эксперименте участвовало 23 студента. Из них: 3 курс – 12 человек, 4 курс – 11 человек.
Эксперимент проводился с 2002 по 2008 год.
Цель нашей опытно-экспериментальной работы состояла в проверке эффективности разработанных нами модели и методики развития пространственного мышления средствами скульптуры и педагогических условий.
1 этан – поисковый: определялись формы и методы диагностики; теоретически выявлялись показатели, характеризующие уровни развития пространственного мышления студентов; разрабатывалась методика развития пространственного мышления студентов средствами скульптуры.
2 этап – констатирующий: проводилось анкетирование; наблюдение за процессом работы над скульптурным произведением; анализировались готовые итоговые творческие работы учащихся; определялся и корректировался комплекс педагогических условий; определялись уровни развития пространственного мышления студентов.
3 этап – формирующий: экспериментально проверялась методика развития пространственного мышления студентов и влияние скульптуры на процесс развития; реализовывалась теоретически разработанная модель и комплекс педагогических условий; анализировались результаты формирующего эксперимента.
4 этап – контрольный: проводилось сравнение полученных результатов в ходе констатирующего и формирующего экспериментов, обобщались результаты исследования.
Для изучения проблемы и нахождения путей и средств развития пространственного мышления был проведен констатирующий эксперимент. Он был направлен на выявление:
– уровня сформированное™ образно-пространственного способа мышления;
-уровня творческого потенциала;
– уровня понимания целесообразности применения и уровня владения пластическими материалами.
Для решения задач исследования был проведен анализ программ преподавания, методических указаний и наглядных материалов, а также конечных результатов деятельности учащихся.
Сделанные нами выводы позволили обозначить ряд проблем, затрагивающих процесс обучения скульптуре:
Отсутствие в должном объеме специальной методической литературы, в которой в полном объеме был отражен материал новейших исследований в области скульптуры; индивидуальные рекомендации по возможности ее использования в педагогической практике.
В связи с отсутствием специальных методических разработок по данной проблеме преподаватель полагается на личные знания и опыт.
Все это отрицательно влияет на качество выполняемых студентами скульптурных моделей.
Скудность применяемых наглядных средств не вызывает должной заинтересованности в выполнении задания у студентов.
Таким образом, при исполнении практических заданий учащиеся допускают схематичность, шаблонность, работы не являются художественно выразительными.
Проведенный нами анализ скульптурных работ студентов выявил ряд ошибок.
Анализ проведенного анкетирования также показал, что у студентов наблюдается шаблонность в раскрытии темы (64 %) и один и тот же подход к выбору скульптурного материала (58 %).
В процессе исследования, кроме анкетирования, нами были проанализированы работы студентов, которые, по-нашему мнению, по тематике и задачам способствовали развитию пространственного мышления.
Высокий уровень характерен для студентов, которые достаточно хорошо владеют техническими н конструктивными возможностями при создании скульптурного образа, используют интересные, оригинальные сочетания в раскрытии образов и при выборе темы. Выполненные ими работы отличаются выразительностью, пластичностью, объемностью.
Средний уровень характерен для студентов, владеющих определенными знаниями и умениями в области технических и конструктивных возможностей при создании скульптурного образа. Однако в их работах отсутствует выразительность и оригинальность создаваемых скульптурных произведений. При выборе скульптурных материалов наблюдается стандартность и скудность решений.
Низкий уровень характерен для студентов, которые имеют большие пробелы в знаниях и умениях, необходимых для пространственно-объемного изображения. Отсутствует понимание образно-пластических возможностей материалов и особенностей художественной выразительности скульптуры.
Таким образом, мы установили, что исходный уровень владения пространственными представлениями, скульптурными материалами и принципами построения объема у студентов при изучении скульптуры достаточно низкий.
Результатом констатирующего эксперимента, помимо определения недостатков действующей программы преподавания, выявления уровней владения особенностями скульптуры, как вида искусства, определения методов, направленных на решение выявленных проблем, был определен уровень подготовки экспериментальных групп.
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил сделать вывод о необходимости разработки методических средств
и содержания экспериментальных заданий обучения, направленных на стимулирование активности учащихся в процессе развития пространственного мышления.
Формирующий эксперимент проводился с теми же студентами в следующем семестре учебного года и на следующий год обучения.
Процесс развития пространственного мышления студентов в процессе проведения экспериментальной работы основывался на осуществлении сочетания диагностической и методической функций.
Основной целью формирующего эксперимента была экспериментальная проверка разработанной методической системы развития пространственного мышления у студентов на занятиях скульптурой.
Руководство учебно-творческой работой студентов основывалось, помимо собственного профессионального опыта, на:
– формирование четкого замысла-представления о скульптурной композиции посредством словесно-образного анализа, наглядно-действенного представления, конструктивно-пластического восприятия;
– формирование эстетической и эмоциональной потребности создания выразительности учебных работ посредством педагогических установок и воздействий;
– активизации познавательного процесса студентов, направленного на изучение, практическую деятельность, в ходе которой происходили процессы освоения научных знаний, приобретение технических навыков и развитие художественного пространственного мышления, представляющее собой единый, взаимообусловленный процесс.
Как отмечалось выше, в процессе формирующего эксперимента нами осуществлялась реализация подхода, основанного на эмоционально-чувственной, положительной направленности учебного процесса, организации и приобщении учащихся к скульптурной деятельности, посредством включения в процесс обучения:
– разнообразных современных наглядных средств, вызывающих заинтересованность и желание создавать скульптурные композиции, отражающих специфику и возможности скульптурного языка в передаче объемности произведения;
– освоения разнообразия материала и понимания его художественно-конструктивных возможностей, способствующих развитию умений студентов представлять образ в материале, что, в свою очередь, способствует формированию образно-пластического способа мышления;
– выполнения творческих скульптурных композиций, способствующих повышению познавательной, творческой и умственной активности учащихся, а также способствует развитию пространственных представлений.
Таким образом, в рамках представленной экспериментальной программы нами были разработаны художественно-творческие задания по скульптуре на развитие пространственного мышления.
Цели, задачи, тематика разработанных заданий соответствуют общей цели исследования – развитию пространственного мышления, а именно:
– задания на освоение художественных возможностей скульптуры и углубление представлений о скульптуре как специфическом виде искусства;
– задания на расширение представлений о вариантах композиционных построений в скульптуре;
– задания на развитие восприятия объемной массы изображения, сохранение пропорций и их соотношений;
– задания на развитие пространственных представлений и осмыслений художественной выразительности скульптурного образа.
Внимание студентов было направлено на осмысление единства замысла и композиционно)’! организации изображения, развития художественной памяти и творческого воображения, на развитие целостного эмоционального восприятия скульптурной композиции.
Использование в качестве расширения дидактических возможностей средств наглядности, компьютерной графики и мультимедийных программных средств, способствовало умственной и творческой активизации студентов.
Например, «Лепка объемной композиции из геометрических форм, врезанных друг в друга (объемная скульптура)».
Применение трехмерной художественной компьютерной графики (ЗЭ-скульпгуры) подразумевало использование программных и аппаратных возможностей персонального компьютера в обучении скульптуре на основе:
– виртуального объемного моделирования и проектирования;
– изменения формы объекта, используя увеличение, уменьшение, зеркальное отображение, добавление и исправление элементов; уточнение пропорций, конструктивного строения; выбор материала.
Перед выполнением задания посредством персонального компьютера студентам демонстрировались варианты построения композиций из геометрических форм, обращая внимание на особенности принципа построения форм, их пространственного взаимодействия.
Проведя анализ выполненных работ студентов, мы получили положительные результаты, которые говорят в пользу применения мультимедиа в развитии пространственного мышления:
– развитие пространственных, образных представлений будущей композиции;
– развитие чувства пропорций и пространственных соотношений предметов (понимание конструкции предметов);
– развитие ремесленных способностей (четкое техническое исполнение).
Применение мультимедиа на занятиях скульптурой нашло отражение не только среди студентов – будущих учителей изобразительного искусства, где программа ЗО-скульптура была представлена в качестве готового дополнительного наглядного средства, но и среди студентов – будущих дизайнеров. Студенты-дизайнеры на первом этапе работы над скульптурным произведением в качестве «наброска» создавали ЗО-модель будущей композиции, что способствовало более точной передаче конструкции предметов, их пространственных отношений и улучшению качества работы в целом.
Так же в целях приобретения конструктивных, технических умений и навыков, на занятиях скульптурой нами использовался видео метод, целью которого было показать последовательность выполнения сложных скульптурных композиций, научить применять ремесленные знания при создании произведений.
Анализ работ студентов показал, что применение в качестве наглядного средства видео-материала способствует повышению уровня профессионального мастерства.
В целях повышения эффективности развития пространственного мышления, разработанная программа включает в себя задания на использование различных скульптурных материалов.
Проведя анализ работ студентов нельзя не отметить повышение интереса к освоению скульптуры.
Опыт, приобретенный в процессе практической работы, показал, что основой процесса создания пространственного образа является творческий процесс, в котором решается то или иное противоречие.
Поэтому основу разработанной методической программы составляют творческие скульптурные задания, которые способствуют развитию умений находить оригинальный творческий подход к выбору свободных и решению заданных тем.
Проведя анализ работ, мы отметили значительное повышение уровня качества скульптурных композиций, а именно: нестандартность решений изображения образа; ярко выраженный разноплановый характер образа, различные конструкции построения тел, движений; желание экспериментировать в области технических и художественных возможностей материалов, пониманию качеств и осмыслению их в ху- • дожественном аспекте.
Для установления уровня развития пространственного мышления у студентов нами был проведен итоговый просмотр выполненных ра-
бот по экспериментальным заданиям, который показал эффективность предложенной методики.
Студенческие работы оценивались по установленным ранее критериям.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов выявил, что, несмотря на отдельные погрешности, студенты в своих работах показали достаточно высокий уровень развития пространственного мышления
Разработанная в данном исследовании и проверенная в ходе опытно-экспериментальной работы методическая система, основанная на координации заданий по скульптуре, применении широкого спектра современных наглядных средств, использовании в создании образа разных скульптурных материалов, позволяет успешно решать задачи повышения уровня развития пространственного мышления и специальной подготовки художника-педагога.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов дает основание утверждать, что системно-комплексный подход к учебно-воспитательному процессу способствует развитию пространственного мышления.
В заключении излагаются выводы диссертационного исследования.
Результаты, полученные в ходе теоретической и опытно-экспериментальной работы, подтвердили гипотезу исследования и позволили сделать вывод, что развитие пространственного мышления у студентов на занятиях скульптурой будет более эффективным при соблюдении ряда условий: взаимовлияние процессов развития пространственного мышления и обучения скульптуре; применение комплекса специальных программно- и учебно-методических материалов, материально-технического обеспечения, способствующих развитию пространственного мышления на занятиях по скульптуре; построение процесса обучения на основе разработанной организационно-содержательной модели развития пространственного мышления, которая легла в основу соответствующей методики: повышение уровня компетентности преподавателей в развит ни пространственного мышления у студентов.
Разработана обобщенная модель развития пространственного мышления, включающая в себя цель, психолого-иедагогические основы (познавательные, эмоционально-оценочные, деятельностные, художественно-творческие); задачи (повышение уровня мастерства, развитие образно-пространственного восприятия, понимание основных принципов построения трехмерного объема, формирование общепрофессиональных и специальных компетенций); условия (компетентность и мастерство, творческая и умственная активность обучающихся, учебно-методическая и материальная база); методы и их
сочетания (репродуктивный, частично-поисковый, художественно-творческий); критерии (способность к замыслу, целостность восприятия, продуктивность решения, способность оценивания); уровни (уровень воспроизведения, конструктивный, интеллектуальный).
В ходе эксперимента разработана учебно-методическая программа включающая методические рекомендации, учебно-творческие задания и имеющая ряд особенностей (оптимальность теоретической и практической части, применение элементов художественно-компьютерной 1ра-фики, вариативность, личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя и студента ).
Результатом функционирования разработанной модели и соответствующей методики развития пространственного мышления является переход студентов в учебной деятельности от низкого на более высокий уровень развития пространственного мышления (пространственные представления, ассоциативные связи, вариативность, оригинальность, разноплановость композиционных решений, целостность художественного восприятия, оперирование пространственными свойствами и отношениями, развитость чувства конструкции и принципов построения формы, передача трехмерности в скульптурной образе, «чувство материала», его взаимосвязь с темой произведения).
Итоговый просмотр выполненных работ по экспериментальным заданиям с использованием разработанных критериев и уровней показал эффективность предложенной методики.
Основное содержание диссертации и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
Пилипер А. Роль занятий по скульптуре в процессе развития пространственного мышления у студентов // Учебно-воспитательный процесс в школе и вузе. – М. : Изд-во МГОУ, 2004. – С. 84-86.
Пилипер А. Хронотопы и их роль в процессе обучения студентов на занятиях скульптуры // Тезисы докладов преподавателей и студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел на апрельской научной конференции 2004 г. – М. : Изд-во МГОУ, 2004. 11-13.
Научные статьи в журналах и сборниках:
Пилипер А. Создание пространственных образов и умение оперировать ими // Тезисы докладов преподавателей и студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел на апрельской научной конференции 2005 г. – М. : Изд-во МГОУ, 2005. – С. 45-48.
Паттер А А. , Даутова О. Скульптура. Художественная керамика. Программа курса обучения по специализации. – М. : Изд-во МГОУ. 2004. – 24 с. (авт. – 50 %).
Ткишпер А. Особенности развития пространственного мышления средствами скульптуры // Искусство и образование. – М. , 2008. — №6. 31-35.
Подписано в печать 31. 08 Бумага офсетная Печ. 1,25 Тираж 100 экз.
Формат 60×84/16 Ризография Уч. -изд. 1,3 Заказ Ф001
Издательство ОмГПУ: 644099, Омск, наб. Тухачевского, 14