Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-79182 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 15 сентября 2020 годаСетевое издание Leader ID, учредитель АНО «Платформа НТИ», главный редактор Болгова С. , 12+
2022 Весна | Алгоритмизация и программирование ИППО-2-211,212,213,214,215,216 Хапаева С.
- Преподаватель: Кузнецова Светлана Александровна
- Преподаватель: Хапаева Светлана Сергеевна
Компьютерная графика НАЧИ-181
Утенкова Светлана НиколаевнаКандидат биологических наукЛукьянова Инна ЕвгеньевнаДоктор медицинских наукСигида Евгений АнтоновичДоктор медицинских наукРогачева Татьяна АнатольевнаДоктор медицинских наукДмитриева Светлана АлексеевнаКандидат психологических наукКолягина Виктория ГеннадьевнаКандидат психологических наукСазонова Валерия ВладимировнаКандидат педагогических наукУтенкова Светлана НиколаевнаКандидат биологических наукНовосильцева Евгения ГригорьевнаПенькова Анастасия Олеговна
Скуратов Игорь ВладимировичДоктор филологических наукВасильева Наталья МихайловнаДоктор филологических наукМитрошенкова Любовь ВладимировнаКандидат филологических наукПолякова Наталия ВладимировнаКандидат филологических наукПутилина Наталья ВалерьевнаКандидат филологических наукСолнцева Анна ВладимировнаКандидат филологических наукЯковлева Анна МихайловнаКандидат филологических наукКрюкова Анастасия ИгоревнаНазаревская Татьяна ЮрьевнаАлбанский Владимир Владимирович
Опыт и достижения
С 1995 года работает учителем русского языка и литературы в лицее. Репетиторством занимается с 2000 года.
66% пациентов рекомендует врача 3 отзыва
Стаж 22 года66% пациентов рекомендует врача 3 отзываПрием в клинике
Цена приёма в клиникеВсего записалось 27 человек
Запись к этому врачу сейчасне ведетсяПожалуйста, выберите другого специалиста
Стаж 35 летПрием в клинике
Цена приёма в клиникеВсего записалось 67 человек
Стаж 11 летПрием в клинике
Стаж 4 годаПрием в клинике
Стаж 13 летПрием в клинике
Стаж 26 летПрием в клинике
Стаж 9 летПрием в клинике
Cекция
ФИОТема докладаМесто работы
1
Chubarikov Vladimir Nickolaevich
Научное наследие И. ВиноградоваМГУ имени М. Ломоносова
2
Берник Василий Иванович
Целочисленные многочлены, реализующие теорему Минковского о линейных формахИнститут математики НАН Беларуси
3
Демидов Сергей Сергеевич
П. Чебышев и формирование международного математического сообществамеханико-математический фак. МГУ им. Ломоносова
4
Добровольский Николай Михайлович
О последних работах В. Чубарикова (к семидесятилетию)ТГПУ им. Толстого
5
Королев Максим Александрович
О явлении Титчмарша в теории дзета-функции Римана (по совместной работе с С. Конягиным)Математический институт им. Стеклова РАН
6
Малышев Фёдор Михайлович
Шифры с доказуемой стойкостьюМИАН (Математический институт им. Стеклова РАН, Москва)
7
Рахмонов Зарулло Хусенович
Достижения Таджикской школы теории чиселИнститут математики им. Джураева Национальной Академии наук
8
Чирский Владимир Григорьевич
Полиадические числа Лиувилля и теория трансцендентных чисел в полиадической областиМГУ им. Ломоносова,РАНХиГС
9
Шутов Антон Владимирович
Асимптотические результаты о координационных окруженияхВладимирский государственный университет
- О себе
- Дополнительно
- Аспирантура КубГТУ по специальности «теплотехника» (2005 г.).
- Образование: КубГУ, математический факультет, математик, преподаватель (1994 г.).
- Услуги и цены
- ОпытОпыт репетиторской деятельности – с 1999 по 2011 год и с 2014 года.
- Лучшие положительные
- Лучшие отрицательные
Светлана 20 Декабря 2019
Репетитор работала очень хорошо. До неё девочка занималась с другим педагогом и совсем не понимала о.
Наталья 10 Ноября 2019
Продолжаем заниматься сих пор, по ОГЭ сдали экзамен на пять, она у нас вообще круглая отличница, мы.
Елена 30 Октября 2019
Светлана Игоревна очень нравится Антону. У него заметные успехи по математике: по геометрии – пятерк.
У вас есть вопрос или вам нужна помощь?
Вознаграждение или бонусы за Ваш видео-отзыв!
Расскажите о Вашем личном опыте общения с организацией.
Забелина, Светлана Борисовна – Дополнительные главы элементарной математики [Текст]
Физико-математические науки — Математика — Элементарная математика — Учебное пособие для высшей школы
Шифр хранения:
FB 3 17-32/285
Электронный заказ
Описание
Медицинская наука – это одна из важнейших сфер деятельности человека. Именно с ее помощью мы можем успешно бороться с серьезными болезнями и жить намного комфортнее. И те, кто более всего достойны признания – это врачи. Федорова Светлана Юрьевна помогает пациентам с нарушениями речи. В её задачу входит диагностика возможных причин дефекта и составление плана для их устранения. После полного обследования вы сможете пройти курс лечения и получить положительную динамику.
Московский государственный гуманитарный университет имени М. Шолохова (логопедия) (2012 г.
Как найти репетитора
- Укажите свой предмет и ответьте на несколько уточняющих вопросов
- Подождите откликов репетиторов и обсудите с ними условия в чате
- Обменяйтесь контактами и договоритесь о начале занятий
О себе
Кандидат филологических наук, доцент ВАК, преподаватель словесности в третьем поколении. Вдохновляющий стиль общения в сочетании с высокой филологической культурой. Люблю заниматься обучением и делать сложное понятным. Счастлива, когда после моих занятий у учеников меняется отношение к языку и литературе, когда им становится интересно читать, писать, правильно говорить и думать по-русски и когда русский язык становится их другом навсегда!
Предметы и цены
15 июня 2022,Светлана Владимировна помогла моему сыну подготовиться к сдаче ОГЭ. Занятия проходили в очень доброй и комфортной атмосфере!Огромная благодарность от всей нашей семьи! Результат отличный!ОГЭ по русскому языкуСпасибо Вам за отзыв и взаимодействие! Была рада помочь и счастлива, что получилось. Всего самого доброго вам всем!28 декабря 2021, Ольга:Нравится подход к ребёнку, отзывчивость, доброта. У специалиста своя методика. Спасибо большое, Ольга! Очень приятно, потому что это так неожиданно: мы же ещё занимаемся с Алешей) Но в любом случаем рада нашему знакомству и общению и вдвойне рада, когда вижу, что моя работа приносит результат. Успеха нам всем вместе в Новом году!15 сентября 2021, Жанна Медведева:Спасибо большое! Была рада нашему сотрудничеству. 19 августа 2021, Марина:Работа сделана быстро и грамотно. Все понравилось. С удовольствием готова рекомендовать. Спасибо за отзыв, Марина! Рада, что у нас с Вами получилось. Ещё 4 отзыва
База данных однокурсников в ВУЗе “МГОУ (бывш. МОПИ им. Крупской)”, Москва, Россия
- База данных ВУЗов
- МГОУ (бывш. МОПИ им. Н. К. Крупской)
В базе данных высшего учебного заведения “МГОУ (бывш. МОПИ им. Крупской)” находится 1033 анкеты.
1 июля 1970
10 октября 1972
17 августа 1987
8 декабря 1954
23 ноября 1996
27 мая 1998
29 ноября 2000
17 апреля 2003
20 ноября 1992
7 октября 1982
3 декабря 2002
11 августа 1988
29 сентября 1989
17 ноября 1969
27 июля 1973
21 мая 1999
17 ноября 1992
9 сентября 1999
21 декабря 1957
20 февраля 1969
16 марта 1986
3 сентября 1983
25 января 1994
22 марта 1986
6 ноября 1999
9 декабря 1966
3 июня 1969
20 апреля 1999
Новая Зеландия, Wellington
16 июня 1964
О произведении
Забелина ; Министерство образования Московской области, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет
Российская государственная библиотека (РГБ)
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Пожалуйста, авторизуйтесь
Вы можете добавить книгу в избранное после того, как
авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то
зарегистрируйтесь.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Хапаева, Светлана Сергеевна, 1997 год
Апресян Р. Насилие и ненасилие в школе И Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. : РАН, Центр конфликтологии, – №12 (Российское образование перед лицом кризиса), 1997г. 189-199.
Алмазов Б. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. Методическое пособие. , Просвещение, 1989г.
Андреев В. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов. Казань, 1992г. – 140с.
Аникеева Н. Воспитание игрой: Книга для учителя. Новосибирск, 1994г. – 144с.
Антилогова Л. Этико-психологические аспекты труда учителя: Методическое пособие / Обл. ассоц. 11Интеллектика”. – Омск, 1992. – с. 26-32
Анцупов А. Социально-психологические основы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. Дисс. докт. психолог, н. , 1993г. – 428с.
Анцупов А. , Шипилов А. Проблема конфликта: Аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. : ГА ВС; 1992г.
Атватер Иствуд Я Вас слушаю. – М. : Экономика, 1984г. 112с.
Баныкина С. Конфликты в деловом и межличностном общении. ,1995г. -66с.
Базелюк В. Педагогические условия подготовки будущего учителя к управлению конфликтом в учебно-воспитательном процессе школы. Дисс. канд. педагог, наук – Челябинск, 1996г. – 203с.
Баскина Ю. , Спиваковская А. Методика включенного конфликта и ее использование для оценки эффективности психологической коррекции Н Вопросы психологии. – 1989г. – №2. – с. 102-107.
Баныкина С. Конфликтологическая компетентность педагога. -Астрахань, 1997г.
Белкин А. , Жаворонков В. , Зимина И. Конфликтология: наука о гармонии. Екатеринбург : “Глаголь”, 1995г. – 96с.
Белинская А. Формирование практической готовности социального педагога к разрешению конфликтов среди подростков в учебном коллективе. -Автореф. дисс. канд. педагог, н. , 1997г. – 15с.
Белухин Д. Основы личностно ориентированной педагогики (Курс лекций). Часть 1. – М. , 1996г. – 318с.
Берн Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений). Люди, которые играют в игры (психология человеческой судьбы) ACT, “Университетская книга” Спб. – М. , 1996г. – 400 с.
Берн Э. Трансактный анализ в группе. : “Лабиринт”, 1994г. – 176с.
Беспалько В. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. , 1995г. – 336с.
Боровик С. Конфликты и педагогическое воздействие J Магистр. -1993г. -№6-с. 36-40.
Бородкин Ф. , Коряк Н. Внимание : конфликт! 2-е изд. перераб. и доп. – Новосибирск: Наука, 1989г. – 186с.
Бодалев А. Личность и общение. – М. : Международная педагогическая академия, 1995г. – 328с.
Брей Р. Как жить в ладу с собой и с миром? М. , “Школа-пресс”, 1992г.
Бурнашева Э. Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей к решению сложных педагогических ситуаций: Дисс. Екатеринбург, 1995г. – 195с.
Вальсинер Я. Конструирование индивида в социальных отношениях. Н Вопросы психологии. 1995г. – №3. – с. 38-45.
Вереникина И. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке // Вопросы психологии. – 1986г. – №3с. 71-77
Взаимодействие педагогического и ученического коллективов школы. Межвуз. науч. – Ярославль: ЯГПИ, 1989г. – 111с.
Волкогонов Д. Моральные конфликты и способы их разрешения. – М. Знание, 1974г. -64с.
Воспитателю о личностном общении : (психология общения) / Петровский В. , Виноградов A. , Кларина JT. , Стрелкова Л. – М. : Б. , 1992г. – 77с.
Воронин Г. Конфликты в школе. // Социологическое исследование. 1994г. , №3, с. 94-98.
Выготский JI. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова. : Педагогика-Пресс, 1996г. 536с.
Гатанова Н. Психологические аспекты разрешения учителями конфликтов с учениками. // Психология учителя. , 1988г.
Геллер Г. Защищённость личности школьника как проблема воспитания. Автореф. дисс. канд. пед. наук – Курск – 1997г. – 19с.
Гозман Л. , Ажгихина Н. Психология симпатий. – М. : Знание, 1988г. -94с.
Грехнев B. Культура педагогического общения. : Просвещение, 1990г.
Громова О. Конфликтология: Учебное пособие для студентов специальностей экономика и управление машиностроением,- М. , 1993г. -50с.
Григорьева Т. Основы конструктивного общения. Практикум. -Новосибирск. : Совершенство, 1997г. – 116с.
Григорьева Т. , Усольцева Т. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Новосибирск. – М. : Совершенство, 1997г. – 198с.
Данакин Н. , Дятченко Л. , Сперанский В. Конфликты и технология их предупреждения. Белгород, 1995г. – 315с.
Джампольский Дж. Как обрести внутреннее равновесие и оздоровить свои отношения с окружающими: Мини-курс: Разговор с учителем. – М. : Просвещение, 1990г. – 45с.
Добрович А. Общение: наука и искусство М. : АОЗТ “Яуза”, – 1996г. -254с.
Добрович А. Воспитателю о психологии и психогигиене общения : Книга для учителя и родителей. – М. : Просвещение, 1987г. – 206с.
Донченко Е. , Титаренко Т. Личность: конфликт, гармония. – К. : Политиздат Украины, 1989г.
Дэна Д. Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. СПб: АОЗТ “Институт личности”, 1994. -138 с.
Ершов А. Личность и коллектив ( межличностные конфликты в коллективе и их разрешение). – JI. , 1976г. – 40с.
Журавлев В. Основы педагогической конфликтологии. , 1995г. -183с.
Журавлев В. Педагогика в системе наук о человеке. 1990г.
Захаров А. Психотерапия у детей и подростков. , 1982г.
Здравомыслов А. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. , доп. – М. : Аспект Пресс, 1995г. – 317с.
Залесский Г. Психология мировоззрения и убеждений личности. , 1994г. – 138с.
Игумнова Г. Сравнительный анализ эффективности обучения старшеклассников и студентов методам разрешения конфликтов. Автореф. дисс. Казань – 1995г.
Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми: Метод, рекомендации. – JL: РГПУ им. Герцена, 1991г. – 28с.
Илюсизова С. Учитель и ученик: проблемы взаимоотношений. – Алма-Ата. : Мектеп, 1989г. – 108с.
Имитационно-моделирующая игра Спектр”. (Сорганизация противников и единомышленников для КТР): (Метод. рекомендации в помощь молодому учителю)- Д. : Б. , 1990г. – 45с.
Инюшин Г. Конфликт в русле концепции возрастной периодизации. , 1979г.
Кан-Калин В. Учителю о педагогическом общении. : Книга для учителя. : Просвещение, 1987г.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. -Самара: “Самарский дом печати”, 1995. – 528с.
Кичанова И. Конфликт: за и против. , 1978г. – 224с.
Ковалёв А. Коллектив и социально-психологические проблемыруководства. , 1978г. , – 148с.
Ковачик П. , Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. , РАН, 1994г.
Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Возврат к Этике Характера/ Пер. с англ. : Вече, Персей, ACT, 1997г. – 480с.
Коменский Я. , Локк Д. , Руссо Ж. , Песталоцци И. Педагогическое наследие I Сост. Кларин, А. Джуринский. : Педагогика, 1987г. -416с.
Кон И. Психология ранней юности. Книга для учителя. : Просвещение, 1989. -255 с.
Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. Межвуз. науч. трудов. МОП И им. Крупской. – М. , 1986г. – 127с.
Конфликты в коллективе и пути их преодоления: методологические рекомендации. , 1991г.
Корнелиус X. , Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. : Стрингер, 1992. -216 с.
Криршбау м Э. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в учебно-воспитательном процессе. , 1986г.
Крогиус Н. К психологии конфликтной деятельности // Искусственный интеллект и психология. – М. : Наука, 1976г. – с. 270-298.
Крогиус Н. Личность в конфликте. – Саратов. – 1976г. – 144с.
Кукмекер Л. , Штейн Д. Свобода учиться, свобода учить: Пособие для учителя. : Народное образование, 1994г. – 160с,
Латынов В. Стили речевого воздействия в конфликтных и нейтральных ситуациях. Дис. – М. , 1993г. – 139с. 71* Леви В. Л, Искусство быть собой. Изд. обновл. – М: Знание, 1991г. -256с.
Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ. : Просвещение, 1991г. – 223с.
Лисецкий К. Предупреждение межличностных конфликтов в системе отношений старшеклассников, А/р диссертации. , 1994г.
Лиханов А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуацийКишинев, 1990- 281с.
Лозовцева В. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками-одноклассниками // Вопросы психологии. – 1986г. – №1- с. 79-87.
Лутошкин А. Н Эмоциональные потенциалы коллектива. , 1988г.
Лупьян Я. Барьеры общения, конфликты, стресс. -2-е изд. , доп. -Минск. Высш. , 1988г. – 222с.
Лэндрет Г. Игровая терапия : искусство отношений / ( Перевод с английского Л. Моршинской). – М. : Междунар. пед. акад. , 1994г. – 365с.
Макаренко А. О взрыве. , 1958г. – т. – с. 507-509.
Меньшиков И. Сценарии поведения участников динамических конфликтных ситуацийМ. : ВЦ АН СССР, 1987г.
Мерзляк Л. , Полянская Т. Учитель и коллектив. : Линор, 1993г. -51с
Мерлин B. Очерки интегрального исследования индивидуальности М. , 1986г.
Методические указания по психолого-педагогическим основам отбора учащихся для поступления в педагогические учебные заведения. Брест, 1990г. -23с.
Меэр К. Структура коммуникативных способностей учителя. : Дис. 1993г. – 146с.
Михайлова Н. Педагогическое общение: как стать профессионалом. ,:УВЦ “Инноватор”, 1994г. 95с.
Михалевская Г. Профессионализм общения. : (Учителю о коммуникативных умениях)СПб: Б. , 1993г. – 56с.
Мишина Т. К исследованию психологического конфликта при неврозах // Неврозы и пограничные состояния. – JT. , 1972г. – с. 35-38.
Мишин Г. Три причины стресса. – JL: Лениздат, 1990г. – 160с.
Моделирование педагогических ситуаций. Под ред. Кулюткина, Г. Сухобской М. : Педагогика, 1981г. , 120с.
Налчаджян А. , Мкртчян М. Мотив, конфликт, фрустрация. -Ереван: Айастан, 1978г. – 215с.
Неженцев Ю. Педагогика против личности?: (О шк. системе воспитания)Л Филос. и соц. мысль, 1990г. №6, с. 58-62.
Никитина Ю. К проблеме адекватности восприятия человека человеком в конфликтной деятельности Н Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. – М. , 1979г. – с. 78-80.
Ночевник М. Человеческое общение. – М. : Политиздат, 1988. – 126с.
Олейник А. Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуации конфликтов. / Научно-методический центр Инновация. – М. , 1992г. – 53с.
Орлова Э. , Филонов Л. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия. / Научно-методический центр Инновация М. , 1992г. – 53с.
Орлова Э. Диагностическая функция конфликта. И Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. Краснодар, 1975г.
Основы превентивной психологии. , – 1993г. – 199с.
Педагогический конфликт: (О психологической природе школьных конфликтов). И Народное образование. 1993г. №4, с. 71-74.
Петрова Н. Негативные явления в школьной среде и их истоки: В помощь лектору. – М. : Знание, 1992г. – 15с.
Петровская Л. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. , 1977г.
100. Пидкасистый П. , Хайдаров Ж. Технология игры в обучении и развитии’. Учебное пособие. , 1996г. – 269с.
101. Полозова Т. Межличностные конфликты в группе ( теоретические принципы и опыт экспериментальных исследований): М. , 1980г.
102. Полозова Т. Методические проблемы изучения межличностного конфликта в группе // Вопросы психологии. – 1980г. – N%4. – с. 123-129.
103. Попова С. Профессиональная подготовка педагога к реализации психотерапевтической функции в воспитании школьника. Автореф. дисс. – 1995г. – 232с.
104. Преподавателю о педагогическом общении. СПб. , 1992г.
105. Преториус Р. Теория конфликта. // Политические исследования. 1991г. , №5.
106. Прутченков А. Трудное восхождение к себе : Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М. : Российское педагогическое агентство, 1995г. – 140с.
107. Психология. Словарь. / Под общ. ред. Петровского, М. Ярошевского М. , 1990г. – 494с.
108. Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт. / Гл. ред. Давыдов. : Большая Российская энциклопедия, 1993г. 608с.
109. Реформирование образования в России. Некоторые итоги, проблемы, задачи (по материалам выступлений министра образования Российской Федерации). , 1995г. – 165с.
110. Рубинштейн C. Основы общей психологии: в 2т. : Педагогика, 1989г. 328с.
111. Рыбакова М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. / Кн. для учителей. – М. : Просвещение, 1991г. 127с.
112. Садовская B. Педагогические основы формирования культуры быта: / Монография. : МГУК, 1996. – 206с.
113. Сергоманов П. Содержание и динамика конфликтов учения-обучения в младшем школьном возрасте. Автореф. дисс. канд. психолог, н. , – М. ,1997г. , -21с.
114. Симонов В. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Учебное пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК- М. : МП А, 1995г. , 192с.
115. Симонова JI. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их разрешения: Дисс. канд. психол. наук. – М. , 1989г. – 145с.
116. Скотт Д. Конфликты. Пути их преодоления. Киев, 1991г. 189с.
117. Скотт Д. Сила ума. СПб. , 1993г. , – 385с.
118. Самсонова Н. Формирование мотивации конфликта у учащихся старших классов. Дисс. Калининград , 1995г. -175 с.
119. Солтицкая Т. Социально-психологически аспекты межгрупповых конфликтных отношений. Автореф. дисс. канд. психолог, наук – Спб. , 1997г. – 17с.
120. Степанов Е. Конфликтология переходного периода: духовно-мотивационный аспект. Автореферат Дис. – М. , 1996г. 52с.
121. Тигер П. , Бэррон-Тигер Б. Делай то, для чего ты рождён. Путь к успешной карьере через самопознание / Пер. с англ. Демченко. : АРМАДА, 1996г. – 491с.
122. Тищенко С. Психология внутреннего конфликта личности. // Вопросы психологии. 1989г. – №1 – с. 166-168.
123. Учитель в общении: (Материалы для диагностики и коррекции): Метод, разработка. – Л. : ЛГПИ, 1990г. – 40с.
124. Учитель крупным планом. ( Социально-психологические проблемы учительской деятельности J. , 1991г.
125. Ушинский К. Три элемента школы // Собр. соч М. : Изд-во АПН РСФСР, 1948г. – Т.
126. Филатова Е. Соционика для вас: Наука общения, понимания и согласия. -Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994г. – 16с.
127. Фишер Р. , Юри У. Путь к соглашению или переговоры без поражения. : “Наука”, 1990г.
128. Флэйк-Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М. : Центр общечеловеческих ценностей; Республика, 1993г. -510с.
129. Франкл В. Доктор и душа // Перевод с англ. Бореев Спб. : Ювента, 1997г. – 287с.
130. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции М. : Наука, 1989г. – 456с.
131. Харламов И. Кризис воспитания и педагогика. И Сов. педагогика, 1991г. №10, с. 23-21.
132. Хасан Б. , Бреслав Г. Пол и образование. Анализ конфликтов половозрастной идентификации. Красноярск, 1996г. – 174с.
133. Хасан Б. Парадоксы конфликтофобии. / Философская и социологическая мысль. – 1990г. – №6- с. 63-74.
134. Хасан Б. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. -Красноярск, 1996г. 157с.
135. Цукерман Г. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига. ПЦ”Эксперименти, 1995. -240 с.
136. Чумиков А. Конфликт в системе социально-политических процессов переходного периода. – Автореф. дисс. полит, н. , 1995г. – 48с.
137. Чуракова Р. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх. : Сб. ролевых игр. – М. , Высш. , 1991г. – 101с.
138. Чшмаритян С. Стресс и фрустрация:( Возрастные аспекты ). Дис. 1990г. -123с.
139. Шевченко JI. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. , Соборъ, 1997г. – 506с.
140. Шепель В. Руководитель и подчинённый. Очерки конфликтных ситуаций. , 1972г.
141. Шепель В. Имиджелогия: секреты личного обаяния. 2-е изд. , перераб. и доп. – М. : Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997г. – 382с.
142. Шугуров М. Социальный конфликт как пространство самореализации личности. / Дисс. Саратов, 1993г.
143. Шуман С. , Шуман В. Семейные конфликты: причины, пути устранения. Брест, 1992г. – 80с.
144. Эльконин Д. Психология игры. : Педагогика, – 1978г.
145. Эльконин Б. Кризис детства. И Вопросы психологии, 1992г. ,№3, №4.
146. Юнг К. Конфликты детской души / Пер. с нем. М: Канон, 1994г. -336с.
147. Юри У. Преодолевая “нет “, или переговоры с трудными людьми / Пер. с англ. : “Наука”, 1993г. – 127с.
148. Юсфин С. Договор как средство гуманизации отношений в процессе педагогической поддержки ребёнка. Автореф. дисс. , М. ,1996г. – 19с.
149. British journal of educational Psychology, Edinburg, 1995 ,№1, №2.
150. Coser L. The Function Social Conflict. Clencoe, 1956. – 256 p.
151. Deutsch M. The Resolution of conflikt: Constructive and destructive processes. New Haven and London: Vale Univ Press, 1973. – 121 p.
152. Rapoport A. Prisyner’s dilemma-recollections and observations // Game theory as a theory of conflict resolution. – N. ,1974.
153. Gopdon J. A diagnostic approach to organization behavior. -Boston 1987. -XVIII,- 776p.
154. Davis A. , Porter K. Tales of Schoolyard Mediation H Related education. -1985-Vol. 9, № 1, – p. 21-28.
155. Borg M. , Riding R. Teacher stress and cognitive style // British journal of educational psychology. 1993 – Vol. 63, Part 2. 271-286.
156. Reinert H. , Huang A. Children in conflict: Educational strategies for the emotional distrubed and hehaviorally disordered. Columbus e. : Merrill publ. comp. , 1987. – 240 p.
157. The Politics of Nonviolent Action. Parts 1-3. Boston, 1973.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия конструктивного завершения конфликтов в отношениях между учителем и учеником»
Актуальность темы исследования определяется несколькими основными факторами. Первый из них заключается в том, что современный период развития нашего общества характеризуется значительным обострением противоречий, в том числе возникающих в образовательном процессе. Изменение социально-экономической и политической обстановки в стране, трансформация общественного сознания, пересмотр системы ценностей углубили проблемы отношений учителей и учащихся. По данным, полученным из опросов молодежи ( 110, стр. 6 ), около 48% учащихся школ и 68% учащихся профессионально-технических училищ считают, что у них не установились отношения с педагогом, а в ряде случаев они носят враждебный характер, что скорее всего явилось следствием неумелого разрешения конфликтных ситуаций, а также послужит генератором новых конфликтов.
Следующим фактором является необходимость межнаучного рассмотрения вопросов, исследованием которых занимаются науки о человеке. В основу развития системы образования положены приоритеты гуманизации, которая потребовала интегрирования таких наук, как психология, физиология, медицина в области информации о конфликтах в педагогической деятельности. В профессиональной подготовке учителей должны найти свое место научно обоснованные толкования конфликтов, возникающих при взаимодействии участников педагогического процесса, которые будут способствовать переходу от подготовки учителей, способных к передаче определенных знаний и формированию простейших умений и навыков, на подготовку педагогов-творцов, способных обеспечить развитие ребенка.
Третьим фактором, подтверждающим необходимость конфликтологических знаний является задача формирования у детей правового сознания. Так как существует проблема с законодательным оформлением прав ребенка задача распространения знаний в области конструктивного завершения конфликтов, методов разрешения противоречий, альтернативных суду, арбитражу и адмистративным мерам приобретает особенно актуальный характер.
Огромный теоретический и практический опыт работы с конфликтами накоплен зарубежными учеными: психологами ( 3. Фрейд, К. Юнг, Я. Морено, Р. Брей, Д. Карнеги, X. Корнелиус, Ш. Фейр), социологами (Л. Юри,), правоведами (Р. Фишер), философами (Д. Скотт), педагогами (Дж. Гопдон); организованы десятки ассоциаций, комитетов школьных посредников в конфликтах (155).
Отечественные ученые также плодотворно исследовали различные аспекты этой проблемы. В 1992 году было издано учебное пособие под редакцией А. Анцупова и А. Шипилова “Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель”, где дан перечень, включающий в себя свыше 1400 книг, сборников, статей, диссертаций, глав и разделов в книгах по 9 отраслям знаний, занимающихся изучением конфликта (7).
Однако большая часть этих работ написана под лозунгом конфликтофобии. На деструктивных последствиях конфликтов акцентируют внимание Б. Алмазов ( 2 ), Н. Крогиус: “в процессе конфликтного взаимодействия каждая из сторон планирует и осуществляет такие действия, которые могли бы принести наибольший вред противнику” ( 67 ), А. Ершов ( 44 ) , А. Лиханов (74), А. Ковалёв: “конфликты безусловно имеют разрушительный характер” ( 58, стр. 132), К. Лисецкий (73), Шуман С. , Шуман В. ( 144 ), Лозовцева В. ( 75 ), открытая в журнале “Магистр” рубрика “Конфликта могло не быть”. И совершенно иной подход отражен в трудах А. Макаренко (79), Б. Эльконина ( 146 ), Я. Лупьян ( 77 ), Б. Хасана ( 133, 134, 135 ), В. Журавлева (45, 46).
В настоящее время проведены педагогические исследования по проблеме обучения будущих педагогов и школьников основам конфликтологических знаний (В. Андреев (3), В. Базелюк (10), А. Белинская (14), Э. Бурнашева (23), Г. Игумнова (50), Н. В Самсонова (119)). Однако положение о том, что конфликт может служить для развития наиболее значимых аспектов человеческих взаимоотношений остается спорной.
Анализ отечественного и зарубежного опыта исследования теории и практики педагогического конфликта выявил существенные противоречия:
– между имеющимися теориями о методах конструктивного завершения конфликтов и обыденным сознанием педагогов-практиков, отождествляющих конфликт с насилием, разрушительным событием по отношению к естественно протекающему процессу взаимодействия участников обучения и воспитания; между требованиями к педагогам владения способами неконфронтационного поведения в конфликте с учетом различных, в том числе противоположных интересов и ориентацией на сотрудничество и отсутствием специальной конфликтологической подготовки на аудиторных занятиях.
Из установленного противоречия вытекает проблема исследования: каковы педагогические условия конструктивного завершения конфликтов в отношениях между учителем и учеником?
Объектом исследования является конфликт между учителем и учеником в образовательном процессе.
Предмет исследования: конструктивные и деструктивные последствия конфликтов между учителем и учеником.
Целью исследования является выявление и анализ педагогических условий, и экспериментальная проверка эффективности методик конструктивного завершения педагогического конфликта.
Гипотезой исследования является предположение о том, что: знание теории педагогической конфликтологии, профессиональные представления о месте конфликтов в структуре педагогической деятельности; умения оценивать конфликты по критериям: конструктивные и деструктивные; оценить психотип участников конфликта по критерию конфликтогенности; навыки управления конструктивным конфликтом в целях решения учебно-воспитательных задач – являются необходимыми условиями конструктивного завершения конфликтов в отношениях между учителем и учеником.
Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили постановку исследовательских задач:
Провести научный анализ состояния теории и практики проблемы конфликта в педагогике; изучить разнонаучную трактовку понятия “конфликт” и выделить основные принципы конструктивного завершения педагогических конфликтов;
Выявить условия изменения соотношение конструктивных и деструктивных последствий конфликтов в отношениях между учителем и учеником.
Построить алгоритм возникновения и разрешения педагогического конфликта.
Подготовить и провести педагогический эксперимент по проверке эффективности конфликтологического миникурса, для чего составить анкеты для опроса учителей, учащихся и студентов, а так же разработать конфликтологический словарь-справочник и внеконтекстные операции с терминами конфликтов.
Опираясь на результаты исследования, разработать и внедрить комплекс задач, тренингов по педагогической конфликтологии, найти пространство для органичного включения методики в три дидактических ситуации: аудиторные занятия, индивидуальную педагогическую подготовку, практику в летних оздоровительных учреждениях в рассредоточенном и концентрированном виде.
Теоретико-методологической основой исследования послужили психологическая теория развития личности (Л. Выготский, Б. Д Зльконин); разработки конструктивных конфликтов (Б. Хасан); концепция системного подхода к исследованиям образовательной деятельности (В. Симонов); пол о жения о гуманизации образования (В. Сластенин); методология исследования конфликтов в образовательном процессе (В. Журавлёв); социальная теория конфликта (А. Здравомыслов, В. Сперанский, Е. Степанов).
Для решения задач и проверки гипотезы в исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов теоретических исследований, таких как анализ явления конфликта в педагогике, моделирование конфликта и создание алгоритма его возникновения, развития и завершения. Применялись и методы эмпирических исследований: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперимент, компьютерная обработка данных экспериментов.
Исследование осуществлялось в три этапа:
Изучалась проблема исследования соотношение конструктивных и деструктивных конфликтов в отношениях учитель-ученик в двух направлениях: 1) анализ психолого-педагогической литературы; 2) анализ практического опыта работы в школе и в вузе. Велась разработка программ экспериментального исследования.
Продолжалось изучение литературы по теме исследования. Проведена первичная и вторичная обработка фактографического материала. Проведен констатирующий эксперимент, данные которого обработаны на компьютере. Разработан миникурс педагогической конфликтологии и проведён сравнительный эксперимент.
Была проведена проверка эффективности разработанного спецкурса по педагогической конфликтологии, обобщались результаты исследовательской работы, завершалось оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.
Научная новизна и теоретическое значение исследования состоит в том, что в рамках данной работы:
– проведён научный анализ состояния теории и практики проблемы конфликта в педагогике; изучена разнонаучная трактовка понятия “конфликт”;
– предлагается определение понятия педагогический конфликт, вычленяются его структурные составляющие, анализируются его конструктивные и деструктивные последствия; выявлены условия изменения соотношения конструктивных и деструктивных последствий конфликтов в отношениях между учителем и учеником, построен алгоритм возникновения и разрешения педагогического конфликта;
– разработан конфликтологический словарь-справочник и внеконтекстные операции с терминами конфликтов.
Прикладная значимость состоит в том, что:
– отобран и рекомендован для включения в содержание учебных дисциплин психолого-педагогического цикла материал, усвоение которого способствует гуманизации отношений между учителем и учеником;
– разработана методика включения данного содержания в две дидактических ситуации: аудиторные занятия, подготовку к практике в летних оздоровительных учреждениях в рассредоточенном и концентрированном виде.
– предложены методики, которые могут быть использованы педагогами-практиками для проведения обучения учащихся школ и студентов методам управления педагогическими конфликтами на занятиях курса “Введение в конфликтологию”, при подготовке студентов к педагогической практике в летнем лагере;
– подготовлены рекомендации в два адреса: студентам педагогического вуза и школьным учителям.
На защиту выносятся:
Положение о том, что конфликты в отношениях между учителем и учеником завершаются конструктивно, если:
1) участники конфликтного взаимодействия руководствуются основными принципами гуманного воспитания:
– исключить насилие как возможный способ преодоления конфликта,
– разрешение конфликта должно способствовать личностному росту каждого участника образовательного процесса;
2) соблюдаются необходимые педагогические условия конструктивного поведения в конфликте.
Программа и соответствующая методика обучения педагогов и школьников основам конфликтологических знаний.
Достоверность полученных результатов и обоснованность научных выводов обеспечиваются использованием системного подхода, адекватностью методов исследования целям, поставленным в работе, сочетанием качественного и количественного анализа результатов, включая применение методов компьютерной обработки данных, репрезентативностью массива эмпирических данных, сопоставимостью результатов теоретического и экспериментального исследования с массовой педагогической практикой.
Базой для исследования послужили: Московский государственный педагогический университет, Сургутский педагогический колледж, Московский государственный институт культуры.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:
– публикаций в печати;
– выступлений на конференциях: “Совершенствование процесса подготовки детей и юношества к жизни и труду” (Москва, 1995), круглого стола на тему “Теория, методология, технология информатики в образовании” (Москва 1995г. ), четвертом международном семинаре по подготовке учителей средних школ, преподавателей педучилищ, педколледжей и вузов, руководителей образовательных учреждений к преподаванию предмета “права человека” (Москва 1996г. ), первой научно-практической конференции о проблемах развития конфликтологической службы в школе (Москва 1997г
– проведения конфликтологического миникурса для студентов Московского педагогического университета, курса “Введение в конфликтологию” для слушателей ФПК Московского государственного университета культуры, внедрения рекомендаций школьным учителям.
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Хапаева, Светлана Сергеевна
Выводы по второй главе*
В процессе анализа состояния практики завершения конфликтов между учащимися и учителями, а также проведения сравнительного и формирующего экспериментов были сделаны следующие выводы:
Необходимыми педагогическими условиями конструктивного завершения конфликтов в отношениях между учителем и учеником являются:
1) знание теории педагогической конфликтологии: а) основных понятий, описывающих педагогический конфликт; б) типологии конфликтов; в) основных функций и уровней конфликтов; г) основных противоречий и кризисов возраста участников, влияющих на конфликтное взаимодействие; д) профессиональные представления о месте конфликтов в структуре педагогической деятельности;
2) умения: а) различать конфликты по критериям: конструктивные и деструктивные; б) оценить психотип своей личности по критерию конфликтогенности; в) проанализировать стили поведения сторон в конфликте, выявить особенности собственного поведения в ситуации конфликтного взаимодействия;
3) навыки управления конфликтом в целях решения учебно-воспитательных задач: а) анализа ситуации (картография конфликта, метод вопросов к эксперту, метод творческой визуализации); б) прогнозирования возможных результатов и выбора стратегии взаимодействия (“мозговая атака”, круговая диаграмма, НАОС); в) убеждения конфликтующих в общности цели, взаимной выгоды совместной работы; г) разделения объекта спора, уточнения границ полномочий, ответственности; д) организации переговорного процесса, посредничество; е) контроля за осуществлением соглашения.
Компьютерная обработка данных констатирующего эксперимента показала, что:
1) конструктивное завершение конфликта между учителем и учеником затруднено из-за различного статуса оппонентов: учитель наделён властью, имеет преимущество в возрасте и социальном опыте; следовательно целесообразно усилить позицию учащегося классным руководителем, родителем или учащимся класса, но не допускать вовлечение в конфликт более пяти человек, так как возможность конструктивного разрешения в таком случае предельно мала;
2) так как число деструктивных последствий прямо пропорционально, а число конструктивных последствий обратно пропорционально времени протекания конфликта, то одним из важных условий становится завершение конфликта в максимально короткий срок;
3) для конструктивного завершения конфликта необходимо обоюдное участие сторон в поиске приемлемого решения.
3- Опираясь на результаты исследования, был разработан и внедрён комплекс задач, тренингов по педагогической конфликтологии, двуязычный конфликтологический словарь-справочник и внеконтекстные операции с терминами конфликтов (см. приложение 10). Разработано содержание курса включающее в себя:
– ознакомление с основными понятиями педагогической конфликтологии; изучение своих индивидуальных особенностей, уровня конфликтогенности собственной личности;
– тренинги формирования умений и навыков конструктивного завершения конфликтного взаимодействия;
4, Найдено пространство для органичного включения методики в две дидактические ситуации: аудиторные занятия, подготовку к практике в летних оздоровительных учреждениях в рассредоточенном и концентрированном виде.
Задача воспитания личности как субъекта собственной жизнедеятельности, способной самостоятельно и осознанно разрешать противоречия, возникающие во взаимоотношениях с окружающими людьми может быть успешно решена при активном распространении конфликтологических знаний совместными усилиями педагогической науки и практики.
Изменения современной социокультурной ситуации вносят объективные коррективы в систему профессиональной подготовки педагога, требуют оснащение будущего специалиста передовыми образовательными технологиями (в соответствии со стандартами высшего педагогического образования). С этим связано обращение к новейшим методикам и исследованиям проблемы конфликта в педагогике.
Исторически данная проблема имеет свои корни в классических трудах великих педагогов, социологов, психологов. С течением времени интерес к её разработке всё возрастает. На данный момент идёт интенсивная разработка фундаментальных основ, ключевых понятий отечественной конфликтологии, а также методик её преподавания в школах и вузах.
Анализ программ педагогических вузов показал, что дисциплины психолого-педагогического цикла обладают потенциальными возможностями для профессиональной подготовки педагога к управлению конфликтом в образовательном процессе. Она может быть осуществлена двумя путями: в контексте изучаемого материала, без выделения основных тем для обсуждения на занятиях и как включение специального раздела или спецкурса: “Педагогическая конфликтология” в программы обучения.
Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:
Научный анализ состояния теории и практики проблемы конфликта в педагогике показал, что существует большое число глубоких исследований в данной области в отечественной и зарубежной науке.
В ходе исследования были изучены особенности разнонаучных трактовок понятия “конфликт” и дано авторское определение данного понятия: ” педагогический конфликт” – взаимодействие субъектов педагогической системы, обусловленное противоречиями, возникающими в образовательном процессе.
Проанализированы конструктивные функции конфликта, такие как:
– улучшение психологического климата, установление комфортных взаимоотношений в коллективе, разряжение напряжённости между конфликтующими сторонами;
– расширение информации сторон друг о друге, диагностическая функция;
– познание и обучение, приобретение опыта разрешения конфликта; инновационное (творческое) значение конфликта (инновация новообразование), стимулирование изменений и развития; психотерапевтическая функция и функция защиты и поддержки учащихся.
Были сформулированы основные принципы конструктивного завершения конфликтов в образовательном процессе:
1) исключить насилие как возможный способ преодоления конфликта;
2) разрешение конфликта должно способствовать личностному росту каждого его участника.
Описаны методы управления педагогическими конфликтами:
– методы анализа ситуации (картография конфликта, метод вопросов к эксперту, метод творческой визуализации);
– методы прогнозирования возможных результатов и выбора стратегии взаимодействия (“мозговая атака”, круговая диаграмма, НАОС);
– методы убеждения конфликтующих в общности цели, взаимной выгоды совместной работы ;
– метод разделения объекта спора, уточнения границ полномочий, отв етственности;
– методы организации переговорного процесса, посредничество;
– методы контроля за осуществлением соглашения.
Рассмотрен договор педагога с воспитанником как одно из эффективных средств конструктивного завершения конфликтов и игра как средство повышения конфликтной компетентности.
Использовался метод математического моделирования и создан алгоритм возникновения, развития и завершения педагогического конфликта.
Были выявлены необходимые педагогические условия конструктивного завершения конфликтов в отношениях между учителем и учеником:
2) умения: а) различать конфликты по критериям: конструктивные и деструктивные; б) оценить психотип своей личности по критерию конфликтогенности, контролировать собственные эмоции; в) проанализировать стили поведения сторон в конфликте, выявить особенности собственного поведения в ситуации конфликтного взаимодействия;
3) навыки управления конфликтом в целях решения учебно-воспитательных задач: а) анализа ситуации; б) прогнозирования возможных результатов и выбора адекватной ситуации стратегии взаимодействия; в) убеждения конфликтующих в общности цели, взаимной выгоды совместной работы; г) разделения объекта спора, уточнения границ полномочий, ответственности; д) организации переговорного процесса, посредничество; е) контроля за осуществлением соглашения.
Подтвердилась гипотеза исследования о том, что: знание теории педагогической конфликтологии, профессиональные представления о месте конфликтов в структуре педагогической деятельности; умения оценивать конфликты по критериям: конструктивные и деструктивные; оценить психотип участников конфликта по критерию конфликтогенности; навыки управления конструктивным конфликтом в целях решения учебно-воспитательных задач – являются необходимыми условиями конструктивного завершения конфликтов в отношениях между учителем и учеником.
Опираясь на результаты исследования, был разработан и внедрён комплекс задач, тренингов по педагогической конфликтологии, двуязычный конфликтологический словарь-справочник и внеконтекстные операции с терминами конфликтов (см. приложение 10), Разработано содержание курса включающее в себя:
104 изучение своих индивидуальных особенностей, уровня конфликтогенности собственной личности;
Таким образом в проведённом исследовании предложен один из вариантов решения проблемы изменения соотношения конструктивных и деструктивных последствий конфликтов в отношениях учитель-ученик в целях максимизации первых и минимизации вторых, который безусловно не охватывает всей проблемы и за его границами остались многие актуальные вопросы, такие как психологическая совместимость и несовместимость участников образовательного процесса в сфере конфликта; конфликтогенный потенциал методов обучения; кибернетические модели управления конфликтами; предсказуемость и непредсказуемость конфликтных ситуаций которые станут предметом дальнейшего изучения.