мгоу обзор

Сергей Тогузов поздравил шумерлинскую СОШ № 2 с юбилеем

Шумерлинской школе № 2 — 90 лет! Торжественное мероприятие, посвященное празднованию круглой даты посетил заместитель директора Чебоксарского института Московского политехнического университета по научной работе и ДПО Сергей Тогузов.

Международное сотрудничествоПравить

Международная деятельность — одно из магистральных направлений деятельности МГОУ, отвечающее стратегическим задачам и приоритетам развития системы образования Московской области в соответствии с задачами общегосударственной политики Российской Федерации в области образования и науки.

К главным составляющим международной деятельности МГОУ относятся:

дальнейшая интернационализация образовательной и научно-исследовательской деятельности университета;

  • участие в государственной политике по развитию экспорта образовательных услуг Российской Федерации;
  • укрепление позитивного имиджа Московской области за рубежом;
  • приём иностранных граждан на обучение на основные и дополнительные образовательные программы;
  • развитие академической мобильности студентов, аспирантов и сотрудников университета;
  • разработка и реализация совместных образовательных программ, в том числе программ двухдипломного образования;
  • приём иностранных преподавателей и исследователей на работу в МГОУ;
  • поддержка русского языка за рубежом.

Вестник МГОУПравить

  • Вестник МГОУ. Серия:Юриспруденция
  • Вестник МГОУ. Серия:Экономика
  • Вестник МГОУ. Серия:Физика-математика
  • Вестник МГОУ. Серия:Русская филология
  • Вестник МГОУ. Серия:Психологические науки
  • Вестник МГОУ. Серия:Педагогика
  • Вестник МГОУ. Серия:Лингвистика
  • Вестник МГОУ. Серия:История и политические науки
  • Вестник МГОУ. Серия:Философские науки
  • Географическая среда и живые системы

КритикаПравить

Доцент кафедры политологии Российского экономического университета им. Плеханова

В 2004 г. окончил Липецкий государственный педагогический университет по специальности «Культурология и история», квалификация – учитель культурологии и истории.

В 2012 г. окончил Липецкий государственный педагогический университет по специальности «Юриспруденция», квалификация – юрист.

В 2008 г. стал кандидатом педагогических наук наук, защитив диссертацию по теме «Отражение истории второй мировой войны в содержании отечественного и зарубежного школьного исторического образования».

Занимал должности: доцента кафедры социологии, заместителя декана факультета социальных технологий Липецкого государственного педагогического университета.

С 2015 г. – доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им. Плеханова.

Похожие места рядом

Московский государственный университет путей сообщения, Смоленский филиал

Московский государственный университет технологий и управления им. Разумовского, Смоленский филиал

Национальный исследовательский университет Московского энергетического института

Российский государственный торгово-экономический университет, Смоленский филиал

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, Смоленский филиал

Московский государственный областной университет

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 ноября 2019 года; проверки требуют 95 правок.

Моско́вский госуда́рственный областно́й университе́т (МГОУ) — высшее учебное заведение в Москве и Московской области. Основан в 1931 году. В 1957—1991 годы — Московский областной педагогический институт (МОПИ) имени Н. Крупской.

У этого термина существуют и другие значения, см. МГОУ.

  • ↑ 1 2 3 Московский государственный областной университет (МГОУ). Дата обращения: 19 апреля 2010. Архивировано 21 февраля 2009 года.
  • Вестник МГОУ (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 февраля 2020. Архивировано 2 октября 2011 года.
  • Вестник Московского государственного областного университета (электронное издание) Архивная копия от 14 июля 2019 на Wayback Machine // «Диссеропедии российских журналов»
  • Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика Архивная копия от 14 июля 2019 на Wayback Machine // «Диссеропедии российских журналов»
  • Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика Архивная копия от 14 июля 2019 на Wayback Machine // «Диссеропедии российских журналов»
  • Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция Архивная копия от 14 июля 2019 на Wayback Machine // «Диссеропедии российских журналов»
  • Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки Архивная копия от 14 июля 2019 на Wayback Machine // «Диссеропедии российских журналов»

Институты и факультеты университетаПравить

  • Лингвистический факультет
    Кафедра теории языка, англистики и прикладной лингвистики    Кафедра восточных языков    Кафедра индоевропейских языков    Кафедра переводоведения и когнитивной лингвистики
  • Кафедра теории языка, англистики и прикладной лингвистики
  • Кафедра восточных языков
  • Кафедра индоевропейских языков
  • Кафедра переводоведения и когнитивной лингвистики

(основан в 1946 году)

  • Кафедра английской филологииКафедра германской филологииКафедра лингводидактикиКафедра романской филологии
  • Кафедра английской филологии
  • Кафедра германской филологии
  • Кафедра лингводидактики
  • Кафедра романской филологии

Историко-филологический институтПравить

  • Факультет истории, политологии и права (основан в 1931 году)
    Кафедра всеобщей истории, археологии и методологии исторической наукиКафедра истории, культуры и социального развития Московской области  Кафедра истории России средних веков и нового времени  Кафедра методики преподавания истории, политологии и права  Кафедра новейшей истории РоссииКафедра политологии и праваКафедра русской литературы 20 века
  • Кафедра всеобщей истории, археологии и методологии исторической науки
  • Кафедра истории, культуры и социального развития Московской области
  • Кафедра истории России средних веков и нового времени
  • Кафедра методики преподавания истории, политологии и права
  • Кафедра новейшей истории России
  • Кафедра политологии и права
  • Кафедра русской литературы 20 века

(основан в 1931 году)

  • Кафедра истории зарубежных литературКафедра славянской филологии и культуры коммуникацийКафедра современного русского языка имени профессора П.А. ЛекантаКафедра истории русского языка и общего языкознанияКафедра методики преподавания русского языка и литературыКафедра русской классической литературы
  • Кафедра истории зарубежных литератур
  • Кафедра славянской филологии и культуры коммуникаций
  • Кафедра современного русского языка имени профессора П.А. Леканта
  • Кафедра истории русского языка и общего языкознания
  • Кафедра методики преподавания русского языка и литературы
  • Кафедра русской классической литературы

Институт экономики, управления и праваПравить

  • Кафедра государственного и муниципального управленияКафедра проектного и функционального менеджментаКафедра экономического и финансового образованияКафедра государственных(муниципальных) и корпоративных закупок  Кафедра управления персоналом  Кафедра экономики и предпринимательства
  • Кафедра государственного и муниципального управления
  • Кафедра проектного и функционального менеджмента
  • Кафедра экономического и финансового образования
  • Кафедра государственных(муниципальных) и корпоративных закупок
  • Кафедра управления персоналом
  • Кафедра экономики и предпринимательства
  • Юридический факультет (основан в 1995 году)
    Кафедра гражданского праваКафедра конституционного и муниципального праваКафедра предпринимательского праваКафедра теории и истории государства и праваКафедра уголовного праваКафедра уголовного процесса и криминалистики
  • Кафедра гражданского права
  • Кафедра конституционного и муниципального права
  • Кафедра предпринимательского права
  • Кафедра теории и истории государства и права
  • Кафедра уголовного права
  • Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Физико-математический факультетПравить

  • Кафедра общей физики и методики преподавания физики
  • Кафедра высшей алгебры, элементарной математики и методики преподавания математики
  • Кафедра вычислительной математики и методики преподавания информатики
  • Кафедра математического анализа и геометрии
  • Кафедра теоретической физики

Факультет технологии и предпринимательстваПравить

основан в 1960 году

  • Кафедра современных промышленных технологий, робототехники и компьютерной графики
  • Кафедра технологии профессионального образования

Факультет изобразительного искусства и народных ремеселПравить

(основан в 1991 году)

  • Кафедра рисунка
  • Кафедра графического дизайна
  • Кафедра живописи
  • Кафедра композиции
  • Кафедра методики обучения изобразительному и декоративному искусству
  • Кафедра народных художественных ремесел
  • Кафедра средового дизайна

Факультет физической культурыПравить

  • Кафедра базовых физкультурно-спортивных дисциплин
  • Кафедра современных оздоровительных технологий и адаптивной физической культуры
  • Кафедра спортивных игр, гимнастики и единоборств
  • Кафедра теоретико-практических основ физического воспитания и спорта

Факультет психологииПравить

основан в 2004 году

  • Кафедра дошкольного образования
  • Кафедра начального образования
  • Кафедра общей и педагогической психологии
  • Кафедра психологии развития личности
  • Кафедра психологии труда и организационной психологии
  • Кафедра психологического консультирования
  • Кафедра социальной психологии

Факультет специальной педагогики и психологииПравить

(основан в 1996 году)

  • Кафедра комплексной психолого-педагогической реабилитации
  • Учебно-научная лаборатория инклюзивного образования лиц с   ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
  • Кафедра логопедии
  • Кафедра специальной педагогики и инклюзивного образования

Факультет безопасности жизнедеятельностиПравить

  • Кафедра методики обучения безопасности жизнедеятельности
  • Кафедра социальной безопасности

Факультет естественных наукПравить

(основан в 2021 году)

  • Кафедра методики преподавания химии, биологии, экологии и географи
  • Кафедра общей и социальной экологии, геоэкологии и природопользования
  • Кафедра социально-экономической и физической географии
  • Кафедра ботаники и прикладной биологии
  • Кафедра общей биологии и биоэкологии
  • Кафедра теоретической и прикладной химии
  • Кафедра физиологии, экологии человека и медико-биологических знаний

Медицинский факультетПравить

(основан в 2020 году)

  • Кафедра фундаментальных медицинских дисциплин
  • Кафедра терапии
  • Кафедра хирургии

Общеуниверситетские кафедрыПравить

  • Кафедра иностранных языков
  • Кафедра педагогики и современных образовательных технологий
  • Кафедра русского языка как иностранного и методики его преподавания
  • Кафедра физического воспитания
  • Кафедра философии

Научные подразделенияПравить

  • Управление докторантуры и аспирантуры (Отдел подготовки научных и научно-педагогических кадров, Отдел сопровождения и развития программ аспирантуры).
  • Отдел по изданию научного журнала «Вестник МГОУ».
  • Ресурсный центр русского языка.
  • Областной центр сопровождения замещающих семей.
  • Библиотека.
  • Служба психологической поддержки.
  • Информационно-издательское управление (Редакционно-издательский отдел, Отдел допечатной подготовки, Отдел оперативной печати).
  • Духовно-просветительский Центр имени Просветителей славянских Кирилла и Мефодия.
  • Отдел развития научно-академического сотрудничества.
  • Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Ногинский филиал МГОУПравить

18 декабря 1911 года, собрание рассмотрело и утвердило проект нового учебного здания для расширения количества обучающихся, создателем проекта был инженер К. Карасев. Предполагалось расширение на 310 человек.

В апреле 1912 года были начаты работы по закладке здания и к наступлению холодов проект был завершён, однако первые обучающиеся вошли в стены здания только в 1913 году.

26 декабря 1919 года В. Ленин подписал декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР», который обязывал все население советской республики в возрасте от 8 и до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. После указа, в 1921 году на базе колледжа, был создан педагогический техникум.

Именовалось учебное заведение Богородский (Ногинский) педагогический техникум имени К. Тимирязева. Разместился педагогический техникум в здании бывшего Реального училища на Московской улице (в наше время улица 3-его Интернационала).

Те, кто окончил Ногинский педагогический техникум в 20-е и 30-е годы, с теплотой и волнением вспоминают о годах, проведенных в стенах техникума, о тех учителях – наставниках, давших им путевку в жизнь.

Аттестат Елизаветинского института 1890 года.

Диплом МОПИ им. Крупской 1979 г.

В Чебоксарском Политехе завершилась неделя адаптации первокурсников

С 5 по 9 сентября в Чебоксарском институте Московского политехнического университета прошла неделя адаптации первокурсников — традиционное мероприятие, направленное на знакомство новоиспеченных студентов с возможностями института в творческой, научной, спортивной и других сферах.

БиблиотекаПравить

Библиотека МГОУ была основана в 1931 году на базе книжного фонда бывшего Московского педагогического техникума им. Профинтерна. В настоящее время фонды библиотеки насчитывают около миллиона экземпляров. Библиотека имеет отделы и филиалы в пяти учебных корпусах в разных концах города и читальный зал в студенческом общежитии (ул. Ленская). Фонды библиотеки являются собственностью МГОУ и доступны пользователям через систему читальных залов, абонементов.

Электронный читальный зал библиотеки МГОУ является частью библиотеки МГОУ и предназначен для использования читателями библиотеки электронных библиотечных ресурсов (учебных мультимедиа-курсов, баз данных на СD—ROM, электронного каталога, удалённых ресурсов в Интернет-сети), а также для работы со справочно-правовыми системами Гарант и КонсультантПлюс. Доступ к электронным ресурсам библиотеки имеется во всех филиалах и структурных подразделениях библиотеки МГОУ. Электронные ресурсы Библиотеки МГОУ включают в себя библиографические базы данных:

На 2022 год, библиотека МГОУ включает в себя 1136109 печатных и электронных изданий.

679 071 экземпляр – учебная литература

63 474 экземпляра – учебно-методическая литература

299 574 экземпляра – научная литература

93 990 экземпляров – художественная литература.

Традиции педагогического образованияПравить

В 1826 году усадьба, в которой располагается главный корпус МГОУ, была передана Дому трудолюбия. Заведовала им Голицына Татьяна Васильевна. Дом трудолюбия выполнял функции учебного заведения для молодых девушек из малоимущих семей, сирот, их обучали до 20 летнего возраста.

В 1847 году, на месте Дома трудолюбия, в дань памяти Елизаветы Алексеевны, открывается Елизаветинское училище, которое осуществляло обучение девушек, немного позднее стало институтом. Обучали в Елизаветинском училище (институте), на безвозмездной основе дочерей обер-офицеров и чиновников не выше титулярного советника, для остальных образование предоставлялось на платной основе, при этом претендентками на поступление могли стать только потомки дворян, духовенства и купцов, реализующих свои услуги и товары на территории России.

В учебной программе значились следующие дисциплины: французский, русский и немецкий язык, математика, история, география, танцы, пение и закон божий. Интересным фактом является то, что обучающиеся девушки должны были 1 день разговаривать между собой только на немецком, а другой день только на французском. Занятия танцами и пением осуществлялись за дополнительную плату. После выпуска, обучающиеся становились учительницами и гувернантками.

Позже на территории Университета был построен Домовой Троицкий храм, который и в наше время осуществляет приём прихожан.

В 1917 году, после октябрьской революции, была проведена реформа. Ознаменовалась она открытием Московского областного педагогического техникума, просуществовал он до 1930 года и выполнял роль обеспечения Москвы и прилегающих к ней областей учителями. В 1931 году, техникум переквалифицировался в институт и с 1957 по 1991 стал носить имя Надежды Константиновна Крупской (МОПИ Им. Крупской). В 1991 году МОПИ им. Крупской преобразовывается в Московский педагогический университет (МПУ).

С 2002 года, университет был преобразован в Московский государственный областной университет (МГОУ), где по данным на 2022 год обучается более 10 тысяч студентов.

FAQ

  • Позвоните по номеру +7 481 231-00-68, или оставьте сообщение на странице
  • Смоленск, Шевченко, 91. Ближайшие остановки: “Полиграфкомбинат” – 290 метров, “Электроламповый завод” – 490 метров
  • График работы такой: ПН: 12:00-20:00, ВТ: 12:00-20:00, СР: 12:00-20:00, ЧТ: 12:00-20:00, ПТ: 12:00-20:00. Это информация от посетителей страницы.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Отражение истории Второй мировой войны в содержании отечественного и зарубежного школьного исторического образования»

История как наука и история как учебный предмет, прежде всего школьный, остаются в современном мире ареной противостояния: линия водораздела проходит по национальным границам, границам блоков, а также определяется политическими, мировоззренческими предпочтениями. Распад Советского Союза и утрата коммунистической идеологией доминирующих позиций открыли отечественным и зарубежным учёным-историкам, педагогам, методистам, школьным учителям истории возможность для диалога, выявления исторических истин и адекватного их отражения, в том числе и содержания образования. Однако и в исторической науке, и в школьных учебниках истории наблюдаются различные, порой взаимоисключающие трактовки даже, казалось бы, самых известных исторических фактов. Объяснить это лишь научным плюрализмом невозможно. Школьные учебники истории выполняют не только функцию научного познания, но и мировоззренческую функцию, в том числе и в аспекте национальной самоидентификации.

В постсоветский период у части российских учёных – историков и педагогов, а также учителей появились ожидания, нередко иллюзорные, того, что «новая» демократическая Россия наконец-то войдёт в «семью» западных ‘ народов, прежде всего европейских. Западная историография рассматривалась как источник обновления российской историографии, а зарубежные школьные учебники истории служили своего рода образцами отбора содержания материала и трактовки исторических событий, в том числе и Второй мировой войны. Плюрализм трактовок исторических событий, породивших многообразие исторических концепций, сблизили отечественную и западную науку, но, как оказалось, видение друг друга, в том числе и историческое, в целом остаётся российским и/или западным.

Обращает на себя внимание то, что современные школьники в западных странах, входивших в состав антигитлеровской коалиции, к врагам своих народов в годы Второй мировой войны причисляют не только Германию и её союзников, но и Советский Союз, называя его Россией. В современных историографических трактовках и особенно учебной исторической литературе некоторых стран ближайшего зарубежья наша страна – страна победительница — трактуется как оккупант, а участие националистических организаций своих стран в войне на стороне фашистской Германии как освободительная война против Советов, Российской империи.

Вместе с тем сравнительный анализ зарубежных и отечественных школьных учебников истории позволяет выявить точки соприкосновения относительно истории Второй мировой войны. Есть исторические события во Второй мировой войне, которые обозначаются как ключевые, поскольку они определили её ход и результаты. К ним относят Мюнхенские соглашения, пакт

Молотова-Риббентропа, нападение гитлеровской Германии на Советский Союз, создание антигитлеровской коалиции, битву под Москвой, Курскую битву, сражение под Сталинградом, блокаду Ленинграда, вступление США в войну, открытие второго фронта, разгром немецко-фашистских войск и окончание войны. Именно они обязательно освещаются и в российских, и в зарубежных учебниках и могут быть положены в основу сравнительного анализа – количественного и качественного. Однако в отечественных и зарубежных школьных учебниках истории одним и тем же событиям отводится разное по объёму количество информации и они по-разному трактуются. Кроме того, дискуссии ведутся относительно причин и результатов войны, ответственности за её развязывание и т.

В представленном исследовании нас интересует историческая наука как фактор формирования содержания школьного исторического образования. В этой связи в работе даётся представление о трансформации историографии Второй мировой войны и её преломлении в содержании школьных учебников США, Великобритании, Германии и России. Опора на историографию необходима, поскольку даёт возможность определить, каким трактовкам ключевых событий в школьных учебниках истории отдаётся предпочтение, как они излагаются, поскольку содержание образования не может отразить весь объём научных знаний. Кроме того, на отбор содержания образования влияют и экстранаучные факторы – политические, идеологические.

Научное исследование зарубежной историографии в СССР выполняло задачу опровержения взглядов «фальсификаторов истории». Вместе с тем, изучение советской историографии зарубежными учеными эпохи «холодной» войны также не может претендовать на полную объективность, поскольку часто было направлено ещё и на изобличение советской «пропагандистской машины». Ситуация в нашей стране начала меняться с конца 1980-х – начала 1990-х годов, когда стали рушиться идеологические барьеры и появилась возможность диалога с западными учёными. Новые реалии нашли отражение в работах A. Барсенкова, И. Минца, В. Кулиш, А. Мерцалова, JI.

Мерцаловой, Ю. Полякова, Б. Тельпуховского и др. , исследовавших отечественную историографию Второй мировой войны. Концептуальные идеи и взгляды западных научных школ в нашей стране исследовались A. Даниловым, А. Мерцаловым, JI. Мерцаловой, H. Нарочницкой, Г. Самсоненко, М. Фроловым, A. Якушевским. Зарубежная историографическая наука представлена такими известными учеными, как Ц. Браунинг, Д. Гольдхаген, Д. Йоффе, К. Ноак, М. Макколей, Р. Мюллер, Н. Тумаркин и др.

Теорию учебника, его роль и место в целостном педагогическом процессе, основные принципы построения содержания образования рассматривали В. Беспалько, Г. Донской, Д. Зуев, B. Леднев, К. Митрофанов, М. Скаткин и др. Среди важнейших принципов отбора содержания образования отечественные педагоги отмечали принцип научности, которому часто противоречит субъективизм в исторической и методической науке.

Согласно B. Леднёву и М. Скаткину, содержание образования развертывается на нескольких уровнях — соцзаказ, госстандарты, учебные планы, учебные программы, школьные учебники. Однако научные концепции и подходы отражаются только на уровне учебников, все предыдущие уровни с большей или меньшей детализацией задают лишь рамки содержания образования. В силу этого в диссертационном исследовании в качестве носителя содержания школьного исторического образования рассматриваются прежде всего школьные учебники истории, содержание материала в которых и является основным объектом сравнительного изучения.

В отечественной педагогической науке сравнительный анализ содержания отечественных и зарубежных школьных учебников истории проводили Л. Алексашкина, И. Жуковская, Г. Клокова, А. Никитин. В зарубежной науке проблемами содержания школьных учебников занимались К. Кроуфорд, Д. Линдаманн, Дж. Николс, К. Ноак, М. Ферро, Г. Хайдеманн и др. Однако если проблемы дидактического структурирования учебного материала, координации мирового и национального контекстов истории, наполнения учебных тем историческими документами в отечественной и зарубежной педагогической науке активно исследуются, то противоречия содержания учебного материала, проблемы проявления этноцентризма в школьных учебных книгах разных стран изучены пока фрагментарно. В основном исследования российских и зарубежных учёных касались концептуальных противоречий в европейских учебниках по отдельным вопросам исторической науки.

Изучение научной литературы по проблемам содержания школьного исторического образования позволяет выявить следующие противоречия: между стремлением исторической науки к научной объективности и политическими, идеологическими, мировоззренческими пристрастиями учёных историков;

• между тенденциями глобализации, универсализации образования, созданием единого мирового образовательного пространства и стремлением сохранить национальную идентичность, этноцентризмом;

• между многообразием исторических концепций Второй мировой войны и необходимостью своего рода научно-исторического, педагогического консенсуса в отборе содержания школьного исторического образования.

Указанные выше противоречия позволяют определить проблему исследования: что общего и специфического в отражении Второй мировой войны в содержании зарубежного и российского школьного исторического образования?

Цель данного исследования – провести сравнительный анализ освещения Второй мировой войны в содержании школьного исторического образования зарубежных стран и России.

Объект исследования — содержание школьного исторического образования.

Предмет исследования – трактовки ключевых событий Второй мировой войны в отечественных и зарубежных школьных учебниках истории (США, Великобритания, Германия).

• охарактеризовать трансформацию российской и зарубежной историографии Второй мировой войны как фактора отбора содержания школьного исторического образования; провести сравнительный анализ трактовок ключевых событий Второй мировой войны в зарубежных и отечественных школьных учебниках истории;

• охарактеризовать особенности проявления этноцентризма в содержании отечественного и зарубежного школьного исторического образования.

Источники и хронологические рамки исследования. В предложенном диссертационном исследовании представлен анализ материала о Второй мировой войне в школьных учебниках России, Англии, Германии и США. Выбор учебников именно этих стран обусловлен тем, что СССР, Великобритания и США играли ключевую роль в победе над гитлеровской Германией. В то же время представляется интересным взглянуть на проблемы Второй мировой войны глазами авторов школьных учебников страны, являвшейся агрессором в войне.

Источниками исследования являются школьные учебники истории, изданные в период с 60-х гг. XX в. и по настоящее время в нашей стране, в Англии, Германии и США. 80 – 90х гг. – водораздел между двумя эпохами -время пересмотра многих взглядов и идей как в России, так и в других странах. Таким образом, представляется возможным провести исследование на синхроническом и диахроническом уровнях.

Методологическая основа исследования:

• аксиологический подход, требующий рассмотрения содержания образования прежде всего как носителя национальных и общечеловеческих ценностей, идей гуманизма;

• комплексный подход к изучению источников, предполагающий анализ всей совокупности школьных учебников как единого, целостного, но изменяющегося во времени комплекса, включённого в соответствующие национальные контексты;

• целостный подход, предусматривающий рассмотрение цельной картины содержания школьного исторического образования, реализуемого на уровне школьных учебников по истории;

• принцип историзма, предполагающий рассмотрение источников исследования — отечественных и зарубежных школьных учебников в контексте времени.

Теоретической основой исследования являются следующие положения и теории:

• историографические исследования Второй мировой войны в России и за рубежом (А. Мерцалов, Ю. Поляков, М. Фролов, A. Якушевский); философско-педагогическое осмысление феномена образования (JI. Голубева, О. Долженко, А. Огурцов, В. Платонов и др-); трактовки трансформаций систем образования в контексте истории отечественной школы и педагогики (М. Богуславский, З. Видякова, А. Джуринский и др. ), в том числе советского периода (Ф. Королёв, З. Равкин, Р. Вендровская и др. ); сравнительной педагогике (H. Белканов, Б. Вульфсон, Г. Корнетов, З. Малькова и др

• теории отбора и содержания общего среднего образования (В. Краевский, И. Лернер, B. Леднев, М. Скаткин);

• концепция уровней развертывания содержания образования (B. Леднёв, М. Скаткин);

• теории содержания школьного исторического образования (Е. Вяземский, Ф. Коровкин, О. Стрелова); теория содержания и дидактического структурирования школьного учебника (В. Беспалько, Д. Донской, Д. Зуев); школьного учебника истории (JI. Алексашкина, К. Митрофанов и др.

Методы исследования: изучение и анализ документов, определяющих содержание образования, сравнительно-исторический анализ, контент-анализ учебных текстов о Второй мировой войне, элементы библиометрического метода, направленного на выявление концептуальной динамики в историографии и изменения трактовок ключевых событий войны в школьных учебниках.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: дано описание историографии Второй мировой войны как фактора ‘ отбора содержания школьного исторического образования; проведён сравнительный анализ отечественных и зарубежных (США, Великобритания, Германия) школьных учебников истории на примере отражения истории Второй мировой войны;

• выявлен инвариант и различия в трактовках событий Второй мировой войны в учебниках России и стран Запада; показана специфика проявления этноцентризма в отечественных и зарубежных школьных учебниках истории в освещении событий Второй мировой войны.

Теоретическое значение результатов исследования состоит в следующем:

• исследовано соотношение исторической науки и содержания школьного учебного предмета истории в России и за рубежом в трактовках ключевых событий Второй мировой войны; определён вариант контент-анализа содержания школьного. I исторического образования применительно к истории Второй мировой войны;

• обозначены возможности конструктивного диалога отечественных и зарубежных учёных в работе над школьными учебниками истории.

Практическая значимость исследования. Его основные результаты могут быть использованы методистами при отборе содержания школьного исторического образования, а также школьными учителями истории в трактовках истории Второй мировой войны. Кроме того, материалы -исследования могут быть использованы в курсе методики преподавания истории для студентов исторических факультетов педагогических учебных заведений.

Положения, выносимые на защиту:

Советская, российская и зарубежная историография Второй мировой войны была и остаётся фактором отбора содержания школьного исторического образования, определяя общую линию подачи и интерпретации исторических- фактов в школьных учебниках истории. Жёсткие идеологические рамки предопределяли общую парадигму отбора -исторических фактов и их освещения в советской исторической науке, что приводило унитарной подаче и трактовке событий Второй мировой войны в советских школьных учебниках. В зарубежной историографии прослеживается при наличии научно-исторического плюрализма определённое парадигмальное единство в изложении и интерпретации исторических событий, что привело при всём многообразии концепций к своего рода консенсусу в отношении отбора содержания школьного исторического образования.

В постсоветский период в отечественной историографии Второй * мировой войны, как и западной, появляются различные концепции в рамках нескольких направлений, в частности, консервативного, критического и радикального, последнее из которых ориентировалось на полное сближение с западной историографией в оценках исторических событий и, соответственно, разработку школьных учебников истории (например, «соросовские учебники»). На рубеже веков отечественная историография осознаёт необходимость критического подхода к западной исторической науке при сохранении диалога. В последние годы зарубежные историки и педагоги считают, что в России прослеживается тенденция усиления консервативного, даже консервативно-охранительного направления.

Трансформация содержания школьного исторического образования определяется развитием историографии, однако содержание школьного исторического образования не копирует историческую науку, поскольку на его отбор влияют и другие факторы: социальный заказ, психофизические и возрастные особенности учащихся, лимит учебного времени и др. результате в школьных учебниках истории освещаются прежде всего ключевые события 1939 – 1945 гг. На рубеже веков российские школьные учебники истории XX века стали предметом острых общественных дискуссий не только в России, но и за рубежом, поскольку история советского государства, в частности история Второй мировой войны, рассматривалась как органическая часть истории России, знание и отношение к которой является основой национальной идентификации.

Общими, инвариантными положениями, характерными как для г советских, так и для западных школьных учебников истории были только -трактовки ответственности Германии, Италии и Японии за развязывание Второй мировой войны и освободительный характер военных действий для государств антигитлеровской коалиции, причём в отношении Советского Союза, по мнению авторов английских, американских и немецких учебников, только до 1944 г. Трактовки некоторых ключевых событий стали более сбалансированными: большинство авторов зарубежных учебников признало также немаловажное значение событий на восточном фронте в общем ходе войны; в отечественных учебниках больше внимания стало уделяться роли событий на западном театре военных действий. Более сдержанными стали и оценки внешней политики западных государств в российских учебниках. Однако большинство других оценок не изменились, поэтому сближения концептуального содержания материала о Второй мировой войне в российских и зарубежных школьных учебниках не состоялось.

Рассматривая историю Второй мировой войны, отечественные авторы придавали первостепенное значение битвам на восточном фронте, прежде -всего Сталинградской и Курской, отмечая, что они знаменовали собой коренной перелом в войне; их зарубежные коллеги в качестве переломных рассматривали прежде всего события на западном театре военных действий (битва при Аль-Аламейне, вступление США в войну, открытие второго фронта и др. Различия в отражении материала о войне проявлялись также в оценках политики и роли держав в годы войны. В советских учебниках основными виновниками войны названы наряду с Германией, Италией, Японией также Великобритания, Франция, США, в зарубежных – СССР. Авторы советских учебных книг отмечали решающий вклад СССР в победу, -издатели зарубежных учебников — определяющую роль западных держав в победе над фашизмом. Противоположны также трактовки сущности внешней политики в предвоенные и военные годы: в советских учебниках политика Англии и США оценивается как экспансионистская, в зарубежных – политика СССР. В этом отношении «особняком» стоят авторы немецких учебников, не отрицающих ответственности Германии, Италии и Японии за начало войны. В трактовке роли держав в войне и их вклада в победу они находятся «посередине» между концепциями превалирующей роли западных государств и определяющей роли СССР в войне.

Содержание школьного исторического образования определяется этноцентризмом. Он проявляется: а) в форме особого внимания к событиям национальной истории; б) в форме прямых оценочных высказываний. Этноцентризм в учебной литературе разных стран принимает различные формы. «Американоцентризм» чаще всего выражается в своего рода исключительности» роли США в мировой истории, преувеличении значения -этой страны на международной арене, «гегемонизме». Проявление европоцентризма в учебной литературе носит двойственный характер: с одной стороны, прослеживается общий «европейский» взгляд на многие исторические события, с другой – часто преувеличивается роль событий национальной истории в общем европейском и мировом контексте. Этноцентризм содержания отечественного школьного исторического образования выражается в особом внимании прежде всего к событиям истории нашей страны, иногда в «мессианстве» – оценках особой, исключительной роли СССР в мировой истории, что было особенно характерно для авторов -советских учебников.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологией, адекватной предмету, цели и задачам исследования; разнообразием и референтностью источников; логикой работы и аргументированностью выводов.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на конференциях в Елецком государственном университете им. Бунина, Липецком государственном педагогическом университете, на Вторых Санкт- ‘ Петербургских чтениях по теории, методологии и философии истории, на конференции в Кузбасской государственной педагогической академии, на исторических чтениях в Евразийском национальном университете им. Гумилева в Казахстане.

Организация исследования. В диссертации обобщаются результаты исследования, проведенного в несколько этапов. Первый этап (2004—2005 гг. ) – поисковый: изучение историографии Второй мировой войны, освоение источниковой базы. Второй этап (2005-2006 гг. ) – теоретический: определение цели и задач исследования, методологической базы исследования, разработка основной концепции диссертации. Третий этап

2006—2008 гг. ) – обобщающий: анализ и обобщение материала, апробация и публикация результатов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.