Крякина елена валерьевна мгоу

Научный журнал “Студенческий” зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 – 77221 от 20 ноября 2019 г.

Скуратов Игорь ВладимировичДоктор филологических наукВасильева Наталья МихайловнаДоктор филологических наукМитрошенкова Любовь ВладимировнаКандидат филологических наукПолякова Наталия ВладимировнаКандидат филологических наукПутилина Наталья ВалерьевнаКандидат филологических наукСолнцева Анна ВладимировнаКандидат филологических наукЯковлева Анна МихайловнаКандидат филологических наукКрюкова Анастасия ИгоревнаНазаревская Татьяна ЮрьевнаАлбанский Владимир Владимирович

Харланова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Россия

Харланова Елена Михайловна – д-р пед. наук, доцент, проф. кафедры

Researcher ID 57205260106

454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 69

Широкова
Московский государственный областной университет Россия

Широкова Елена Валерьевна – ст. преподаватель кафедры педагогики

141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24

Бессчётнова
Московский государственный университет пищевых производств Россия

Бессчётнова Оксана Владимировна – д-р социол. наук, доцент, профессор кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации

Researcher ID D-7361-2013

125080, г. Москва, ул. Волоколамское ш. , 11

Федулова
Северный (Арктический) федеральный университет им. Ломоносова Россия

Федулова Анна Борисовна – канд. филос. наук, доцент, кафедра социальной работы и социальной безопасности

Researcher ID AAQ-7606-2021

163002, г. Архангельск, Набережная Северной Двины, 17

Крякина елена валерьевна мгоу

5 апреля старший преподаватель кафедры педагогики МГОУ Елена Широкова приняла участие в работе проектного биеннале «ОРМ: кафедры VS заказчики». Оно проходило на площадке Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей». Биеннале завершило первый трек экспертного форума «Молодые профессионалы ОРМ vs профессионалы ГМП». Его участниками стали 85 человек из 40 вузов России. Елена Валерьевна Широкова выступила координатором команды, в состав которой вошли преподаватели вузов, готовящие специалистов по работе с молодёжью, и студенты ВятГУ, КГБУ, МГПУ, МПГУ, РГСУ, ЮФУ и других вузов. Как рассказала Елена Широкова, цель форума – сотрудничество экспертов Мастерской управления «Сенеж» и преподавателей вузов, которые готовят специалистов в области молодёжной политики: «Мы предлагаем проведение сетевых открытых лекций в формате TED и, так называемого, проблемного семинара, где мы подумаем, каким образом в конкретных регионах привлекать заказчиков – работодателей к работе вузов, и как сделать востребованными и отвечающими запросам работодателей специалистов по работе с молодёжью». Елена Широкова является экспертом Мастерской управления «Сенеж».

Крякина елена валерьевна мгоу

Крякина елена валерьевна мгоу

Дополнительное образование для студентов бакалавриата будет реализовано и на площадке кафедры педагогики нашего университета. Обучающие 36-часовые курсы стартуют с октября в рамках программы непрерывного образования. На курсах участники узнают о тонкостях ораторского мастерства, усовершенствуют коммуникативные навыки и познакомятся с проектной деятельностью.

Крякина елена валерьевна мгоу

Крякина елена валерьевна мгоу

Новости соседних регионов по теме

Крякина елена валерьевна мгоу

Молодые профессионалы ОРМ vs профессионалы ГМП

С 3 по 5 апреля в Мастерской управления «Сенеж» (г. Солнечногорск) состоялся экспертный форум «Молодые профессионалы ОРМ vs профессионалы ГМП». 14:32 08. 2021 ПИУ имени П. Столыпина – Саратов

Курсанты Академии торжественно приняли Военную присягу, студенты и кадеты дали клятву на верность Отечеству. 17 сентября, в день памяти новомучеников-выпускников Коломенского духовного училища, митрополит Крутицкий и Коломенский Павел совершил Божественную литургию в Трехсвятительском храме Коломенской духовной семинарии. Московская Епархия РЦП

На очередном занятии в творческой мастерской «Мастер-фломастер» в библиотеке № 11 с ребятами делали весёлых гусениц. ЦБС г. Подольска

В центре Херсона слышны стрельба и взрывы. Военный корреспондент Михаил Андроник сообщил, что в районе железнодорожного вокзала проходит контртеррористическая операция. Женщина, перевозившая шестерых детей в Москве, попала в аварию – в их Ford, остановившийся на проезжей части из-за поломки, врезался BMW.

Почти 10 процентов пациентов сталкиваются в больницах с нежелательными событиями — во время операций, приема лекарств и так далее. Заболели 917 женщин и 486 мужчин, в их числе 130 детей. Возраст пациентов от двух месяцев до 98 лет.

На Ямале открывают новые прогулочные зоны и площадки для отдыха взрослых и детей. На стадионе «Орион» в микрорайоне Железнодорожный Балашихи начался концерт ансамбля песни и пляски войск РВСН «Красная звезда», передает корреспондент «РИАМО в Балашихе».

В конце года Московский государственный областной университет — бывший МОПИ им. Крупской — должен был отпраздновать свой 90-летний юбилей. Но не факт, что отпразднует. В правительстве примериваются ликвидировать заслуженный вуз, влив его в Московский педагогический госуниверситет. И преподаватели МГОУ вместо подготовки к торжествам готовятся к массовым увольнениям и предрекают школам Подмосковья нехватку учителей, которых до сих пор готовил для региона их вуз.

Информация о скорой ликвидации МГОУ застала коллектив вуза посреди приготовлений к 90-летнему юбилею их альма-матер. При этом крайне неприятная сама по себе, ситуация усугубилась келейным характером принятия решения. По словам преподавателей: «Руководство вуза всячески скрывает информацию о слиянии. Мнение трудового коллектива никого не интересует»; «Руководство вуза делает вид, что ничего не происходит. Полной и точной информации на сегодняшний день нет»; «Официально коллективу МГОУ никакой информации по слиянию и его сроках не сообщается».

Отсутствие достоверной информации, естественно, породило массу слухов. Например, передачу МГОУ на федеральный уровень молва объясняет длительным конфликтом между ректором МГОУ и руководством региона, которое в итоге якобы и избавилось от своего регионального вуза. Однако не счесть и версий, касающихся сроков реформы: «По одним слухам — уже в сентябре этого года, по другим-еще год-два»,- рассказывают одни преподаватели. «Примерно через год, а сейчас разрабатывают программу слияния»,- уверяют другие. Но все единодушны в одном: вслед за слиянием грянут массовые сокращения, уцелевшие остатки бесследно растворятся в коллективе МПГУ, и уникальный коллектив исчезнет без следа:

«Возможно, часть сохранится и перейдет в «новый вуз» (но надолго ли?), а возможно и нет: зачем нужны чужие, когда свой состав есть? Массовые увольнения неизбежны: да оно уже пошло»,- поделились с РОСВУЗом преподаватели.

Впрочем, будут, по их словам, и другие потери. Например, такие:

– 90 лет наш вуз готовит учителей для области и в этом специфика МГОУ. Это преемственность поколений (учитель-ученик, родители-дети). Это целевые места, практики в подмосковных школах, работа с одаренными детьми, Олимпиадное  движение, совместные конференции и проекты и многое другое. А когда МГОУ исчезнет, область останется без педагогов. У выпускников не будет потребности возвращаться в свое родное Подмосковье. Но сейчас об этом никто не думает».

– МГОУ заточен на образование региона: подготовку и сопровождение кадров, повышение квалификации, организацию образовательных и просветительских проектов, направленных на повышение мастерства учителей. Наша фирменная специфика — тесное взаимодействие с учителями региона, соединение практического опыта школьного учителя с научными достижениями наших ученых. Ну а ни один внешний вуз не станет озабочиваться вопросами образования конкретного региона. И область потеряет в качестве образования.

– В МГОУ сильный институт повышения квалификации. Учителя области высоко оценивают эту сложившуюся систему и все курсы считают полезными и актуальными. Кроме того, на базе образовательных учреждений области успешно работают экспериментальные площадки по актуальным направлениям. Со слиянием вузов эта работа прекратит свое существование и образовательные учреждения останутся не у дел. А область останется без учителей.

Солидарные со своими преподавателями, студенты МГОУ подготовили петицию президенту с просьбой об отмене слияния их вуза с МПГУ: «Уважаемый Владимир Владимирович, от лица многотысячной армии выпускников МГОУ-МПУ-МОПИ просим Вас остановить готовящийся проект передачи и реорганизации самого авторитетного вуза Подмосковья, оплота патриотических сил, судьба которого неразрывно связана с историей нашей страны»,- пишут они.

Многих в борьбе за сохранение своего вуза поддерживает история предыдущей попытки его закрытия. Попытки, к счастью для многих, неудачной. А дело как сообщили РОСВУЗу выпускники бывшего пединститута им. Крупской, было так:

«В  1944 году, как рассказывала нам студентка МОПИ 1940-х годов,- обком КПСС Московской области собирался слить МОПИ с Загорским учительским институтом. Но студенты-фронтовики, пришедшие с поля боя в МОПИ учиться, не дали этого сделать. Они пришли в обком и заявили, что не для того поступали в МОПИ, чтобы учиться в Загорске, где нет библиотек, театров и картинных галерей. И обком вынес решение в пользу студентов: МОПИ не был упразднен и не был реорганизован!

Сейчас обкомов уже нет. Так что противопоставить решению Минпросвещения забрать «под себя» и реформировать МГОУ нечего. Но почему-то «в В Оксфорде,- напомнили нам выпускники МОПИ более поздних лет,- существуют и по сей день колледжи, возникшие в XIII веке. И сегодня они учат студентов и выпускают дипломированных специалистов, например, Баллиол-колледж (1263 г. Почему же 90-летний вуз, почти сто лет готовивший учителей для Московской области, должен уйти в историю?»

канату до студента нет никакого дела. По крайней мере на ист. факе точно. Речь о нем и пойдет далее.

Подводя итог, хочется сказать одно: если вы хотите получить действительно качественное образование, не поступайте сюда. МГОУ- пустая трата времени и нервов. Здесь до вас никому не будет дела. По крайней мере на ист факе.

Содержание к диссертации

Глава 1. Проблема подготовки будущих педагогов по физической культуре с высоким уровнем профессиональной готовности в системе университетского образования

Реализация модельных характеристик педагогов по физической культуре в образовательном процессе 15

Интеграция видов практик и учебных дисциплин, их роль в формировании профессионально значимых умений и навыков 23

CLASS Глава 2. Задачи, методы и организация исследовани CLASS я

Глава 3. Учебно-профессиональная деятельность студентов в структуре университетской подготовки педагогов по физической культуре

2, Профессиональные аспекты методики преподавания учебных профилирующих дисциплин 59

2,З. Учебная практика по дисциплине «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование 89

Глава 4. Технология профессиональной подготовки студентов факультета физической культуры с учетом преемственности различных видов практик

  • Профессионализм деятельности как психолого-педагогическая и предметная конкретизация цеди вузовской подготовки
  • Реализация модельных характеристик педагогов по физической культуре в образовательном процессе
  • Педагогическая практика как интегрирующий фактор формирования профессиональной готовности студентов факультета физической культуры
  • Взаимосвязь различных видов практик как условие обеспечения высокого уровня профессиональной готовности

Введение к работе

Актуальность. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к профессионализму педагогической деятельности. Это объясняется существенными переменами, происходящими в нашем обществе и в системе высшего профессионального образования. При этом высокий уровень требований, предъявляемых к будущему педагогу, диктует необходимость поиска путей решения качественной подготовки студентов к педагогической деятельности, в частности, создания новых подходов к организации различных видов практик: учебной (включающей учебно-лагерный сбор), производственной (этапами которой являются педагогическая (включая летнюю практику) и преддипломная практики) (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 25. 03 г.

Перед учеными и практическими работниками образовательной сферы ставится задача разработки новых способов повышения эффективности учебного процесса, которые позволили бы его модернизировать, улучшить качество получаемых знаний и формируемых умений и навыков будущих педагогов по физической культуре. Изучение профессионального мастерства педагогов направлено на формулирование требований к их деятельности, уточнение целей подготовки в вузе; без этого невозможно обновление содержания обучения студентов педагогической специальности.

Весь процесс обучения на факультете физической культуры должен решать проблему целостности профессиональной деятельности. Для этого необходимо направить его в русло становления «профессионализма деятельности». Железняк, 1994 г.

Под практикой следует понимать всю совокупность деятельности людей, направленной на создание необходимых условий существования общества,,,» (Краткий философский словарь). Практическая деятельность в вузе по педагогическим специальностям является проверкой готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. Преподавате ли во время учебной и педагогической практик могут увидеть «пробелы», которые имеются в подготовленности студентов, и, таким образом, внести соответствующие коррективы в процесс обучения- Поэтому особую актуальность приобретает проблема формирования профессиональной готовности студентов в процессе различных видов практик, способности к обучающей функции. Эта проблема связана, прежде всего, с тем, что в организации учебного процесса педагогическая практика не является непрерывной, а включена эпизодически (О. Абдуллина, Н. За-грязкина, 1989), Подобная ситуация не позволяет эффективно реализовы вать принцип преемственности теории с практикой, который в аспекте целостности реализуется в системе «обучающий – обучаемый» на основе интегрирования профилирующих дисциплин.

В этой связи содержание образования в вузе важно совершенствовать в направлении создания благоприятных условий для самореализации студентов, развития их творческих способностей. Это отражено в требованиях Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО), предполагающих уход от предметного обучения и переход на новый, более качественный уровень обучения, характеризующийся системным подходом, интегрированием содержания обучения, использованием межпредметных связей. В данном аспекте различные виды практик дают возможность корректировать содержание обучения в сторону его индивидуализации.

Различные вопросы формирования профессионально значимых умений и навыков в условиях педагогической практики исследовались рядом авторов: ИЗ. Серопегина, 1981; ЮЛ. Янсон7 1984; МГ. Шубик, 1990; Е. Горбачев, 1991; Г. Карнаухов, 1998; BJL Симонов, 2000; Т,И, Воронкова, 2000; P. Шипилов, 2005; A3. Коковкин, 2006 и др.

В основу рабочей гипотезы было положено предположение о том, что определение содержания учебной практики, выявление степени влия

ния педагогической практики на становление профессиональных умений практикантов, установление необходимости ее непрерывного проведения позволит оптимизировать данные разделы учебной деятельности обучаемых и повысить качество подготовки специалистов.

Цель исследования – обосновать систему педагогических воздействий, направленных на обеспечение максимальной реализации профессиональной готовности студентов факультета физической культуры в учебно-профессиопальной деятельности.

Объект исследования – подготовка педагогов физической культуры в системе высшего физкультурного профессионального образования.

Предмет исследования – процесс формирования профессиональной готовности студентов факультета физической культуры посредством интеграции видов практик и дисциплин учебного плана на основании требований Государственного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

– установлена взаимосвязь между педагогической практикой и другими видами теоретико-практической подготовки студентов;

– определено содержание профессиональной подготовки студентов на основе интеграции различных видов практик и профилирующих дисциплин учебного плана;

– обоснована целесообразность организации производственной практики непрерывного характера в образовательных учреждениях различного типа в течение второго-пятого курсов обучения студентов на факультете физической культуры.

Практическая значимость работы выражается в следующем:

– разработаны и использованы в учебном процессе рекомендации по совершенствованию содержания и организации педагогической практики в общеобразовательных учреяадениях;

– определены элементы интегрированного процесса обучения (на примере двигательных действий) по профилирующим дисциплинам и педагогической практике;

-установлена форма подготовки учебной и отчетной документации по педагогической практике;

– разработано содержание педагогической практики на втором – четвертом курсах обучения на факультете физической культуры.

Положения, выносимые на защиту:

Системообразующим фактором содержания профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре служит интеграция различных видов практик и дисциплин учебного плана.

Содержательная и процессуальная основа педагогической практики обеспечивается объединением задач, заданий, зачетных требований и критериев эффективности профессиональной готовности студентов.

Необходимость организации производственной практики в течение второго – пятого курсов обоснована требованиями ГОС ВПО к уровню подготовленности выпускников факультета физической культуры.

Объем и структура диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций и библиографического списка из 134 наименований, в том числе 3 на иностранном языке. Работа изложена на 160 страницах, в ней 14 таблиц 18 рисунков, 10 приложений.

Педагогическая практика как интегрирующий фактор формирования профессиональной готовности студентов факультета физической культуры

Педагогическая практика на факультете физической культуры является важнейшим связующим звеном между обучением будущих педагогов и их самостоятельной учебно-профессиональной деятельностью в образовательных учреждениях различного типа.

Педагогическая практика, являясь видом производственной практики, направлена на отработку профессионально-педагогических умений, овладение навыками и умениями самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы.

Содержание педагогической практики на факультете физической культуры ориентировано на решение следующих задач, определенных Государственным образовательным стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 033100 «Физическая культура» (118): – углубление и закрепление теоретических знаний и применение этих знаний в учебно-воспитательной работе; – проведение учебно-воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, с применением здоровьесбере-гающих технологий; – выполнение функций педагога по физической культуре и организатора физкультурно-спортивной работы в образовательных учреждениях с применением разнообразных методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся; – подготовка к выполнению функций классного руководителя, отработка способов формирования общей и физической культуры личности ребенка; – овладение умениями научно-исследовательской работы в области педагогики, участия в деятельности методических объединений, освоение методов наблюдения, анализа и обобщения передового педагогического опыта; – формирование у студентов устойчивого интереса к профессиональной деятельности в сфере физической культуры, потребности в самообразовании и творческом подходе к педагогической деятельности.

Становление профессиональной готовности студентов посредством различных видов практик осуществляется в процессе единства теоретической и практической сторон обучения, направленного на формирование у студентов системы профессионально значимых умений и навыков, развитие их личностных качеств и интереса к профессии.

Важно отметить, что практическая деятельность изначально выступает как целостный процесс, так как именно здесь происходит трансформация знаний в умения и навыки и происходит обратная коррекционная связь. Однако, скорость и качество такого «перехода» различны, и это зависит от многих факторов.

Изучение деятельности студентов в период учебной и педагогической практик позволяет нам заключить, что переход от теории к практике требует направленного воздействия. Ведущую роль в этом процессе приобретают определенные средства и организованные условия обучения, позволяющие студентам теоретически осмыслить практическую работу (пройти период адаптации).

Взаимосвязь различных видов практик как условие обеспечения высокого уровня профессиональной готовности

Формирование специалистов с высоким уровнем профессиональной готовности требует качественно нового уровня подготовки студентов университета. Этот уровень предусматривает решение следующих положений:

– коррекция целей вузовской подготовки будущих специалистов, формирование на современной основе профессиональных специальных знаний и умений;

– пересмотр содержания программ профессионально-педагогической подготовки студентов ФФК;

– определение, отбор и систематизация специальных знаний, опыта и видов деятельности, адекватных специфике и характеру работы педагога по физической культуре.

С учетом данных положений нами были проанализированы содержание, формы и методы организации различных видов практик, занимающих важное место в профессиональной подготовке студентов.

Анализ учебного плана факультета физической культуры и программ по учебным дисциплинам позволил нам проследить последовательность, определить направленность различных видов практик в течение всего срока обучения в вузе, и на основе этого выявить их место в процессе профессиональной подготовки студентов (таблица 5).

Все виды практик, включенные в настоящее время в учебный план ФФК МГОУ, рассматриваются нами как система профессиональной подготовки студентов, в которой определяются следующие этапы:

-первый этап- учебно-практические занятия, учебно-лагерные сборы по базовым физкультурно-спортивным (БФСВ) видам и педагогическому физкультурно-спортивному совершенствованию (ПФСС), которые носят созерцательно-ознакомительный и адаптационный характер. Формирование теоретико-методических знаний и умственных методических умений;

– второй этап – учебно-практические занятия по БФСВ и ПФСС с акцентом на овладение методикой обучения; эти знания и умения дополняются теоретическим осмыслением основ физического воспитания на лекционных и практических занятиях по теории и методике физического воспитания и спорта (ТМФВС). Дальнейшее формирование теоретико-методических знаний и умственных умений; знакомство с умениями квазипрофессиональной деятельности;

– третий этап – учебная практика по БФСВ и ПФСС; практические занятия по ТМФВС; обучающая практика студентов в общеобразовательной школе с изучением содержания и характера системы учебно-воспитательной работы; летняя практика в детских оздоровительных лагерях (ДОЛ). Совершенствование квазипрофессиональных умений и навыков, формирование умений учебно-профессиональной деятельности;

– четвертый этап – учебная практика по БФСВ и ПФСС; практические занятия по ТМФВС, ТМОПФК, дисциплинам специализации; педагогическая практика в образовательных учреждениях с целью формирова -ния профессиональной и самостоятельной направленности личности учителя. Совершенствование умений и навыков учебно-профессиональной деятельности.

Все этапы являются базовыми, ориентированными на интеграцию знаний и умений в педагогической деятельности (28),

В нашем исследовании главным условием эффективности каждого этапа и их совокупностей являлось включение в содержание работы студентов видов деятельности, наиболее полно отражающих специфику их профессии.

Так, во время учебно-методических занятий по базовым и новым физ-культурно-спортивным видам студенты овладевали техникой выполнения физических упражнений, терминологией, навыками страховки и оказания помощи, методиками обучения, приемами организации занятий.

В процессе занятий у студентов формировалась система методических знаний и умений, которая впоследствии реализовывалась в учебной практике на основе физкультурно-спортивных дисциплин и традиционной педагогической праіггике в общеобразовательной школе.

Практический раздел курса ПФСС включал учебно-тренировочные занятия и соревнования, направленные на повышение уровня физической и спортивной подготовленности, совершенствование технико-тактического мастерства ь процессе учебной практики у студентов формировались умения и навыки самостоятельного выполнения функций педагога (тренера), которые потом совершенствовались во время педагогической практики в образовательных учреждениях.

Реализация модельных характеристик педагогов по физической культуре в образовательном процессе

Структурно-содержательное представление конечного результата работы возможно в своеобразной рабочей модели и определенных стандартах. Такой моделью и педагогическими ориентирами могут служить квалификационные характеристики выпускников вузов и стандарты общепедагогического профессионализма, выступающие как инструмент совершенствования управления процессом профессиональной подготовки будущих педагогов (56, 85,118) Ряд исследований последних лет посвящен построению и использованию социальных моделей выпускников педагогических вузов (40, 43,54). При этом наибольшее внимание обращается на прогностические модели деятельности педагогов, задающие цели учебно-воспитательной деятельности и влияющие на выбор содержания, методов, средств и организационных форм обучения, воспитания и развития студентов.

В связи с этим интересны разработки, связанные с анализом «стыковки» моделей в их динамике и преемственности (115).

Для нашей работы актуальным является стык таких этапов моделирования, как «модель личности и деятельности педагога» и «модель подготовки студентов в вузе».

Рассмотрим каждую из этих моделей;

Модель подготовки студентов в вузе (в том числе и на факультете физической культуры) – это совокупность тех оптимальных условий, способов и приемов, форм и средств воздействия на студентов, которые обеспечивают наиболее полное приближение учащихся вуза к модели личности педагога. Эта модель представляет некоторую «проекцию» модели личности педагога на систему образования,

Модель личности и деятельности педагога – это совокупность обобщенных качеств, которыми должен обладать выпускник вуза для успешного решения задач, возникающих в условиях профессиональной деятельности, а также для своего саморазвития и самосовершенствования.

Для достижения целей формирования личности педагога по физической культуре необходимо организовать такое обучение, которое обеспечивало бы переход, трансформацию одного типа деятельности (познавательный) в другой (профессиональный) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий (поступков), средств, предметов и результатов. Это главное противоречие (между учебной и профессиональной деятельностью) отражено в работах Бабанского Ю. , Вербицкого АА, Железняка Ю. и др. авторов (5, 11,26,93).

Проблема перехода типов деятельности находит свое выражение в следующих противоречиях: – противоречие между абстрактным предметом учебно-познавательной деятельности и реальным предметом будущей профессиональной деятельности, где знания не даны в чистом виде, а заданы в общем контексте деятельностньгх процессов и ситуаций; – противоречие между системным использованием знаний в профессиональной деятельности и «разбросанностью» их усвоения по разным учебным дисциплинам, кафедрам; – противоречие между индивидуальным способом усвоения знаний и опыта в обучении, индивидуальным характером учебной работы студентов и коллективным характером труда. Это противоречие разрешается через реализацию принципа индивидуализации обучения; – противоречия между способами деятельности студента и педагога по физической культуре (2, 13э22).

Широко распространено мнение об учении как о процессе передачи информации от преподавателя к студентам и формирования посредством этого системы знаний, умений и навыков. Усвоение знаний провозглашается целью деятельности учения, информация – ее предметом, результатом считается объем усвоенной информации, а критерием развития личности педагога – тот или иной уровень владения этими знаниями, умениями и навыками,

В отличие от студента в процессе обучения педагог в профессиональной деятельности действует по-другому (рис.

Модель педагога является эталоном, который должен быть получен в результате учебно-воспитательного процесса в вузе. Модель определяется как совокупность показателей, отражающих портрет (профиль) педагога высокого уровня (43,73). В модели педагога реализуется программно-целевой подход к организации учебно-воспитательного процесса.

Профессионализм деятельности как психолого-педагогическая и предметная конкретизация цеди вузовской подготовки

Целостное развитие личности, становление индивидуальности и самобытности человека неразрьшно связаны с формированием потребности осознать смысл жизни, выбрать свою позицию, сотворить себя.

Создание человеком самого себя предполагает выработку в нем способности к опережающему отражению действительности и себя в ней, устремленность в будущее. Пробуждение этой устремленности – одна из важнейших задач системы непрерывного образования, Поэтому главной задачей высшей школы является повышение качества подготовки специалистов, ориентированное на будущее, носящее опережающий характер.

Специалисты нового поколения должны быть вооружены самыми современными знаниями, практическими умениями и навыками, обладать широким культурным кругозором, развитыми творческими способностями, экономическим мышлением, т. быть профессионалами своего дела. С этих позиций профессионализм рассматривается как качественная характеристика субъекта деятельности представителя любой профессии. Она определяется мерой владения им современным содержанием знаний в данной отрасли, средствами решения профессиональных задач, способами их продуктивного решения. Профессионализм выступает как своеобразная социально-профессиональная норма регуляции поведения и деятельности специалиста (13,24,26,34,85).

В подготовке педагогов физической культуры имеет место этапность. Здесь находят отражение выделенные в акмеологии три периода: – допредстартовый (допрофессиональный) – характеризуется задатками, одаренностью, способностями к обучению, семейным и школьным воспитанием; – предстартовый (профессиональный) – образование в учебном заведении, овладение профессией; – стартовый (постпрофессиональный)-повышение профессионального мастерства, самообразование на протяжении профессиональной жизни (28),

На базовом этапе профессиональной подготовки работа должна стро иться на основе целевых установок, структуры деятельности и модель ных характеристик педагога, отражающих социальные требования по комплексу знаний, умений и навыков и по уровню психологических свойств личности. Центральное место в процессе профессиональной под готовки на факультете физической культуры занимают профилирующие дисциплины, интегрированные курсы на базе данных дисциплин, от каче ства освоения которых зависит формирование педагогической готовности на данном этапе (рис.

На этапе профессионального совершенствования акцент делается на использование активных методов обучения и передовых педагогических технологий, учитывая практический опыт от конкретной предыдущей деятельности.

Ряд авторов (2, 8, 11, 97, 124) в структуре профессионализма деятельности выделяют следующие компоненты; – профессионализм знаний, как основа, базис формирования профессионализма в целом; – профессионализм умений и навыков, как способность и готовность ре&тизовать знания на практике; – профессионализм деятельности педагога, профессионализм самосовершенствования и обеспечения динамичности развития системы,

С системных позиций профессионализм включает; профессионализм деятельности и личности; нормативную регуляцию; мотивацию на саморазвитие и профессиональные достижения; рефлексивную самоорганизацию; творческий и инновационный потенциал личности; должный уровень здоровья, физических и психических кондиций (24).

При рассмотрении понятия «профессионализм педагога по физической культуре» необходимо учитывать следующие позиции; 1) гуманистический смысл деятельности учителя физической культуры, ее направленность на выявление индивидуальных особенностей каждого ученика, его творческого начала; 2) культурологический аспект поставленных целей обучения; 3) потребность и способность самого учителя к самовыражению через ценности физической культуры; 4) отношение к своей профессии как к педагогическому призванию; 5) двигательную подготовленность учителя, представляющую собой оптимальный уровень развития двигательных качеств и способностей и овладение двигательными действиями; 6) систему «обучающий – обучаемый», как двухсторонний процесс обучения, взаимообучения (29, 38,40,111,115).

Профессионализм деятельности педагогов по физической культуре имеет особое значение. Во-первых, в процессе физкультурно-спортивных занятий на человека оказывается направленное оздоровляющее воздействие посредством активной двигательной деятельности. Во-вторых, эффективное функционирование системы физического воспитания и спорта влияет на обеспечение «здоровья нации» в широком смысле и на уровень здоровья и физической подготовленности отдельных людей, без чего достижение вершин профессионализма в любой области просто невозможно

В педагогической деятельности можно выделить следующие «блоки» профессионализма специалиста; 1)профессионалыше психолого-педагогические и теоретико-методические знания; 2) профессиональные педагогические умения и навыки; 3) профессиональные психологические особенности, качества, помогающие обеспечить овладение учителем профессионально-значимыми умениями и навыками; 4) профессиональные психологические позиции учителя, определяемые его профессией (85?112, И 5).

Отзывы о преподавателе (0)

Будь первым! Поделись своим мнением, подскажи другим.

Добавить отзыв Крякина Елена Валерьевна

Информация о преподавателе

  • Должность
  • Ученая степень и ученое звание
  • Специализация (список читаемых учебных дисциплин, дополнительные образовательные программы)
  • Cфера научных интересов
  • Педагогический стаж работы
  • Профессиональные достижения
  • Образование
  • Повышение квалификации
  • Дополнительная информация
  • E-mail
  • Личный сайт

Конкурс «Лучший преподаватель страны»

11 февраля 2015

Приглашаем всех преподавателей высших учебных заведений России и стран СНГ принять участие в конкурсе «Лучший преподаватель страны», который будет проходить с февраля по май 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.