Ахриева любовь муссаевна мгоу

Шумят осенние дожди

­­Опять шумят осенние дожди. И ближний лес, что виден за домами,Шепнув своё последнее “прости”Укроется попоной из тумана.

Крик журавлей я слышу в тишине,Слетаются синицы на задворки. И весть о том, что скоро будет снег,В сорочьих слышу я скороговорках.

Прозрачной стала грусть березняка. Над Ингодой сырой, прохладный воздух. А на ветвях видны издалекаОсиротевшие, пустые гнёзда.

Вокруг посмотришь, и замрёт душа!С деревьев золото срывает ветерИ хлипкий лист, от холода дрожа,Всё держится, ещё во что-то веря.

Музыка Н. Первиной  “Импровиз” от 17

Рубрика произведения: Поэзия -> Лирика пейзажная

Ахриева любовь муссаевна мгоу

ЛЮБОВЬ ВЕЛИКАНОВА       18. 2022   09:19:48Отзыв:   положительный

ПРЕКРАСНО,ПО ОСЕННЕМУ,ДОРОГОЙ СЛАВОЧКА! КРАСИВАЯ МУЗЫКА ОТ НАТОЧКИ НАШЕЙ!

Ахриева любовь муссаевна мгоу

Станислав Пенявский       18. 2022   06:45:45Отзыв:   положительный

Слава, как точно и красиво ты описал наступившую осень. БРАВО, друг!

Ахриева любовь муссаевна мгоу

Вячеслав Черноводский       18. 2022   07:19:56

Большое спасибо за внимание и слова поддержки, Стас!!! Рад тебе, дружище!!!

Ахриева любовь муссаевна мгоу

Ахриева любовь муссаевна мгоу

Графиня       18. 2022   04:50:00Отзыв:   положительный

Вячеслав, прекрасные осенние строки и картинка живая. Музыка супер. Браво. С теплом, Люба

Вячеслав Черноводский       18. 2022   07:21:37

Благодарю от души за внимание и тёлые слова, Люба!!! Рад, что стихи понравились!!! С осенним приветом

Социально-экономические предпосылки подготовки современного специалиста в условиях единого информационного пространства

В третьем тысячелетие, в период перехода промышленно развитых стран мира к новому типу общества – информационно-индустриальному, основным ресурсом, определяющим развитие социума, становится информация. Сегодня информатизация – это глобальный общеисторический процесс, означающий повышение степени информированности общества в целом и каждого его члена в отдельности, формирование общественного сознания на основе научно-обоснованной и достоверной картины мира.

Информатизация гарантирует как разнообразие источников информации, так и свободный доступ к ней. Сферы информации и коммуникации стали основным направлением деятельности в высоко развитых индустриальных странах. Наиболее перспективным, на сегодняшний день является использование информационных возможностей глобальной компьютерной сети INTERNET. Доступ к современным базам данных INTERNET дает возможность пользователю получить информационную и творческую свободу, а также повысить свой образовательный и профессиональный уровень.

В этой связи, в последнее десятилетие во всем мире совершенно оправданно возрос интерес к новым формам усвоения знаний, в том числе к дистанционному обучению (ДО), которое стало единственно перспективным. Прежде всего, это связано с появлением возможности оптимизации учебного процесса путем переноса его «центра тяжести» на самостоятельную работу, что способствует активизации этой деятельности, повышению ее эффективности и качества. Полученные знания требуют усовершенствования и постоянного обновления, то есть образование становится необходимым элементом жизни.

Ведущие университеты мира разрабатывают и широко используют в своей образовательной деятельности программы дистанционного обучения, открываются специальные дистанционные учебные заведения, многие из которых уже завоевали огромную популярность в мире и открыли свои отделения в разных странах. Появляются совершенно фантастические коммуникационные возможности в мировом масштабе.

Следует также отметить, что идет постоянное наращивание мощностей и отечественных сервисных систем, информационных ресурсов, доступных пользователям в интерактивном режиме. Для частных пользователей создаются специализированные институциональные виртуальные учебные заведения дистанционного образования. С широким приходом вычислительной техники и информационных технологий в систему образования, справедливо связывают надежды на ее качественное реформирование. Так отмеченные преобразования приводят к необходимости введения многоуровневой структуры высшего образования, ориентируемой на обеспечение широких возможностей для непрерывного образования посредством компьютерных дистанционных учебных программ. Таким образом, мы вплотную подошли к переходу на новый уровень использования информационных технологий в учебном процессе и управлении образованием.

Кроме того, информатизация в России связана с кардинальными изменениями структуры и характера экономического и социального развития, с переходом к наукоемкому производству и новым видам информационного обмена. При этом важным является не просто пассивная доступность любой информации, а правильное и своевременное ее использование в гармоничном сочетании интересов общества и личности.

В условиях дальнейшего развития международного научно-технического сотрудничества и создания совместных предприятий, а также виртуальных учебных заведений исключительно важное значение, с практической точки зрения, приобретают вопросы оперативного и эффективного обмена научно-технической информацией. Это позволяет значительно сэкономить финансовые затраты, осуществить координацию работ во избежание непроизводительного дублирования исследований и ускорить процесс их внедрения. Нет сомнений в том, что выполнение указанных задач возможно только при наличии знаний иностранного, преимущественно, английского языка. В мире возрастает потребность. в подготовке

высококвалифицированных специалистов для отраслей промышленности, способных самостоятельно производить высокотехнологичную продукцию, защищать внутренний рынок от покупки сырьевых ресурсов и организовывать внешние рынки для сбыта товаров и вложения капитала. Именно поэтому, министерство образования проводит подготовку новой генерации специалистов, развертывается Российская образовательная сеть, создаются отечественные и международные учебные курсы. Таким образом, единообразная структура образования постепенно вытесняется многообразием образовательных учреждений и программ, базирующихся на современных информационных технологиях.

Тенденции социально-экономических и культурных преобразований в России, существенно влияют на расширение функций иностранного языка как учебного предмета. Из предмета второго плана он становится в один ряд с наиболее востребованными учебными дисциплинами. России, расширяющей связи с зарубежными странами, требуются специалисты, владеющие иностранным языком как средством общения. Следовательно, у будущих специалистов необходимо формировать коммуникативные способности и потребность к партнерскому сотрудничеству, стремление к установлению и поддержанию наиболее продуктивных и эффективных взаимоотношений. А это в свою очередь влияет на изменение и уточнение целей, методов, средств и форм обучения иностранному языку.

Основным рабочим документом для высших учебных заведений в России является Образовательный стандарт высшего профессионального образования, в который включены требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки инженеров.

Мы считаем, что к перечисленным характеристикам современного конкурентоспособоного инженера, которые определяют профессиональную компетенцию современного специалиста, в качестве существенной следует внести способность к иноязычной коммуникации. Несомненно, достижению высокого профессионализма способствует критический анализ международного опыта, обмен научно-технической информацией, знакомство с новыми достижениями в мире, которое немыслимо без наличия языковой компетенции. Указанные факты подтверждают необходимость высокой лингвистической подготовки, умений и навыков переводческой деятельности специалиста.

При этом следует отметить, что качество лингвистической подготовки, отвечающее мировым стандартам, имеет под собой значительные психологические основания. Адекватность восприятия иноязычной информации зависит от нескольких причин, важнейшей из которых выступает наличие или отсутствие коммуникативных барьеров в процессе диалога иноязычных партнеров. В самом широком смысле коммуникативный барьер -это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между коммуникантами. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл.

О произведении

Дейниченко ; Министерство Московской области, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области, Московский государственный областной университет

Российская государственная библиотека (РГБ)

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Пожалуйста, авторизуйтесь

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как
авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то
зарегистрируйтесь.

Дейниченко ; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Московский гос. обл. ун-т

Технология организации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе изучения курса «Технического перевод»

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным смысловым обобщением различных определений.

Классически понятие «педагогическая технология» может быть представлена тремя аспектами:

научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

процессуально-описательным: описание (алгоритм процесса), совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Деятельность студентов в указанном аспекте предполагает учет личностных потребностей, особенностей, интересов обучающихся. При этом студент выступает как полноправный участник процесса обучения.

Проблема подготовки специалиста с высокими профессиональными качествами, способного к переводческой деятельности с любыми значимыми профессиональными источниками, связана с поиском эффективных методических приемов формирования переводческих навыков и умений. Вместе с тем следует подчеркнуть, что при решении этих задач необходимо опираться на дидактические принципы обучения (см.

Думается, главную роль при организации занятий должны играть принципы индивидуализации обучения, что неразрывно связано с развитием самостоятельности студента, его творческой активности и личной ответственности за конечный результат обучения. Таким образом, уходит в историю автократическая концепция обучения и воспитания. Автократическая концепция предполагает авторитарность преподавателя, как главного организатора, стимулятора, и контролера в учебном процессе, а также единого учебника как универсального источника знаний и способов их усвоения.

Вместе с тем все большее развитие приобретает гуманистическая концепция. Студент занимает доминирующую позицию и оказывает непосредственное влияние на выбор целей, содержания и способов его обучения.

Другим следствием является привлечение альтернативных учебников, работа в Интернет, что позволяет студентам самостоятельно пополнять свои знания из различных источников.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности студентов и преподавателей, участвующих в процессе.

Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», т. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета (иностранного языка), конкретного преподавателя;

Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, расширение частных дидактических и воспитательных задач. В контексте нашего исследования это технология организации учебно-познавательной деятельности при изучении курса «технический перевод», которая предполагает: формирования переводческой готовности, формирование понятий, формирование профессионально важных качеств, организацию технологии занятия, усвоение новых знаний, технологию повторения и контроля материала, технологию самостоятельной работы с использованием информационных технологий и др.

Уважаемые преподаватели и сотрудники МГОУ!

На Конкурс представляются научные и учебные работы, изданные преподавателями и сотрудниками МГОУ в Информационно-издательском управлении МГОУ в 2016 и 2017 гг

  • сборник научных трудов;
  • материалы конференции (съезда, симпозиума).

Представленные на Конкурс издания не возвращаются.

III. Конкурсные работы вместе с сопроводительной документацией подаются в срок до 28 сентября 2018 года в Информационно-издательское управление. Работы должны отвечать следующим критериям:

  • наличие рецензий (не менее 2: внешняя и внутренняя);
  • соответствие виду издания по целевому назначению и характеру информации согласно правилам Конкурса (раздел I);
  • соответствие году издания: 2016 и 2017 гг.;
  • в научном сборнике обязательно наличие ответственного за выпуск (председатель редакционной коллегии / ответственный редактор / составитель и др.)
  • если издание многотомное, то в конкурсе участвуют все его части.

В соответствии с Положением «О внутривузовском конкурсе на лучшее издание Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области Московского государственного областного университета (МГОУ)», Внутривузовский конкурс на лучшее издание проходит в три этапа: 1) организационно-подготовительный (май-сентябрь), в ходе которого принимаются заявки на участие изданий в Конкурсе и проводится отбор изданий; 2) экспертный (сентябрь-ноябрь), в ходе которого производятся анализ и оценка представленных на Конкурс изданий; 3) итоговый (ноябрь), в ходе которого определяются победители Конкурса, итоги представляются на Учёном Совете МГОУ. Награждение лауреатов Конкурса проходит в рамках церемонии закрытия Международного Фестиваля науки.

Выдвижение конкурсных работ осуществляется подразделениями: кафедрами факультетов (институтов), отделами, Управлениями.

Книги и их переиздания, раннее участвовавшие в Конкурсе, к рассмотрению не принимаются.

VII. Подразделения, выдвинувшие на Конкурс работы, должны предоставить в Информационно-издательское управление:

  • конкурсную работу (1 экз.);
  • заявку на участие в Конкурсе (Форма 1);
  • мотивированное заключение кафедры объёмом до 2000 знаков с пробелами, содержащее характеристику работы, результаты её внедрения, значение практического использования и рекомендацию для участия в Конкурсе;
  • сведения об авторе (авторах): фамилия, имя, отчество, стаж работы, степень, звание, должность, контакты.

Для научного сборника предоставляются данные ответственного за выпуск лица, указанного в выходных данных (титульный лист, оборот титульного листа);

  • копию именных дипломов и других наград (при их наличии), полученных ранее в ходе участия во внешних конкурсах, выставках, ярмарках;
  • копию рецензии на издание (при наличии), опубликованной в научном рецензируемом журнале, включённом в Перечень ВАК при Минобрнауки РФ.

VIII. Состав Конкурсной комиссии утверждается приказом ректора по итогам организационно-подготовительного этапа.

Конкурсная комиссия будет разделена на группы согласно научным направлениям. По этим же группам будут распределены отобранные на Конкурс издания.

Оценка изданий осуществляется по десятибалльной шкале.

Победители Конкурса в каждой номинации получают Дипломы, памятные награды. Остальные конкурсанты награждаются Сертификатами участников.

XII. Экспертам Конкурсной комиссии вручаются Сертификаты, подтверждающие работу по оценке конкурсных изданий.

Контактное лицо:  начальник редакционно-издательского отделаИнформационно-издательского управления МГОУ Ахриева Любовь Муссаевна, 8 (495) 780-09-45 доб. 6204, 8 (499) 723-56-31,ул. Радио, д. 10а, корпус 2, каб

Модель организации лингвопрофессиональной подготовки современного инженера в процессе изучения курса «Технический перевод»

Разработка теоретической модели организации лингвопрофессиональной подготовки современного инженера в процессе изучения курса «Технический перевод», в основе которой лежат информационные педагогические технологии, предполагает анализ имеющихся научных работ по вопросам методологии, разработки и реализации модели отбора содержания обучения, учебно-методических компьютерных комплексов, а также теории перевода.

Методологические вопросы организации учебно-познавательной деятельности представлены в исследованиях А. Аношкина, О. Артемьевой, В. Беспалько, И. Бим, В. Вахтерева, А. Вербицкого, А. Денисовой, A. Матюшкина, Н. Кашина, Г. Китайгородцевой, Г. Клауса, Р. Мильруда, О. Морозовой, Е. Пассова, Б. Райкова, Н. Кашина, К. Ушинского, Д. Харафаса, В. Штофа, К. Ягодовского и др.

Обсуждение концепции информатизации общества и образования представлены в работах Н. Астафьевой, А. Денисовой, Л. Носенко, О. Околелова и др.

Исследования в области теории перевода представлены в трудах Н. Галеевой, В. Ермолович, И. Зимней, В. Комиссарова, А. Крюкова Л. Латышева, Р. Миньяр-Белоручева, Я. Рецкера, А. Швейцера, Г. Щедровицкого и др.

Вопросам технического перевода посвящены работы Л. Бархударова, В. Колабаева, В. Крупнова, О. Морозовой, А. Пумпянского, В. Судовцева и др.

Создавая теоретическую модель организации лингвопрофессиональной подготовки современного инженера в процессе изучения курса «Технический перевод», мы не ставим целью изобрести директивный документ или инструкцию по руководству формирования навыков и умений переводческой деятельности. История развития методики иностранным языкам показывает, что официальное мнение и директивные документы могут оказать влияние на нормативные представления об обучающей деятельности, однако, научные достижения, объективная потребность культурного развития социума, широкий педагогический опыт и здравый смысл, в конечном итоге, оказывают решающее влияние на представления о том, что есть норма, обучении иностранному языку студентов инженерных специальностей.

Поиск резервов повышения качества содержания обучения с целью его эффективности осуществляется как в сфере изучения и распространения передового научно-обоснованного отечественного и зарубежного педагогического опыта, так и в области создания педагогических информационных технологий, с опорой на коммуникативнщ-деятельностный метод, направленный на оптимизацию учебного процесса. Под влиянием указанных источников нами был осуществлен отбор содержания по курсу «Технический перевод».

В настоящее время особую популярность приобрела концептуальная идея о модельном подходе к изучению действительности как о закономерном диалектическом пути познания, который находит теперь свое практическое воплощение в большинстве научных исследований.

Идеальная модель хотя и является объектом иной природы, но схожа с оригиналом по ряду качественных и количественных характеристик. Суть метода моделирования отбора содержания по курсу «Технический перевод», заключается в создании гипотез о работе будущего инженера, обладающего переводческой готовностью.

Первые упоминания о моделях, как конкретном виде учебного материала, относятся к глубокой древности. При передаче информации люди нередко прибегали к условным обозначениям и знакам, заменяющим собой реальные предметы, а устные объяснения сопровождались схемами и рисунками.

Однако подлинный педагогический смысл модели начинают приобретать лишь после теоретического обоснования средств и методов обучения, а постоянное применение в преподавании они нашли во время возникновения и становления классно-урочной системы образования. Придавая огромное значение наглядности и практическим формам обучения, отечественные дидакты широко пропагандировали модели-аналоги и методы их построения (Ушинский, Ягодовский и др. И это не случайно, поскольку

формирование новых понятий и их развитие на основе имеющихся представлений о других предметах путем взаимного сопоставления и дополнения подчинено главным свойствам моделирования и осуществляется, как преобразование объекта в совокупность видовых моделей с последующей их классификацией. А, как известно, процесс формирования знаний связан с преобразованием первичных моделей в производные, с их уточнением и корректировкой.

Классификаций моделей огромное множество. Однако, следует заметить, что модели, используемые в разных областях науки и в различных целях, являются средством расширения знаний о закономерностях природы, общества и мышления.

Педагогические модели отличаются от объектов живой природы необычайной сложностью. Всякое педагогическое исследование прямо или косвенно сопрягается с умственной деятельностью преподавателя и студента, которая не всегда выступает перед педагогом в явном виде, а носит глубоко опосредованный информационно-динамический характер.

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАГЛЯДНО-СХЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Гриняева Юлия Владимировна1, Дейниченко Любовь Борисовна21Московский государственный областной университет им. Крупской, магистр 3-го года обучения факультета психологии, специальность «Педагогическая психология»2Московский государственный областной университет им. Крупской, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии

АннотацияСтатья посвящена анализу особенностей наглядного моделирования как механизма формирования наглядно-схематического мышления дошкольника. Анализируются экспериментальные исследования данной формы мышления. Показывается, что уровень сформированности действий наглядного моделирования может быть показателем степени перехода ребенка от наглядно-образного способа решения задач наглядно-схематическому мышлению, обеспечивающему ребенку полноценное формирование логических способов мыслительной деятельности.

Ключевые слова: действия замещения, наглядно-схематическое мышление, наглядное моделирование, построения и использования моделей

WAYS OF FORMATION OF VISUAL-CONCEPTUAL THINKING OF CHILDREN AS PART OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF PRESCHOOL INSTITUTIONS

Grinâeva Yulia Vladimirovna1, Dejničenko Love Borisovna21Moscow State regional University Nicholas Krupskaya, Master 3rd year students of the Faculty of Psychology, specialty “Educational Psychology”2Moscow State regional University Nicholas Krupskaya, Ph. , Associate Professor, Department of General and Educational Psychology

AbstractThe article is devoted to analysis of characteristics visual simulation as a mechanism for the formation of a clearly-conceptual thinking preschooler. Pilot studies are analyzed in the form of thinking. It is shown that the level of articulation action visual modeling can be an indicator of the degree of the child’s transition from a visually imaginative ways to meet the challenges of Visual-conceptual thinking, providing the child complete the formation of the logical ways to reflective activities.

Рубрика: 19. 00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В последние годы вопросы развития познавательных способностей, и  в частности способности к логическому мышлению, привлекают все большее внимание как российских, так и зарубежных исследователей. Их решение связывается с поисками путей совершенствования содержания и методов обучения, повышения эффективности работы всех звеньев системы образования.

Известно, что в дошкольном возрасте основным видом мышления является наглядно-образная форма мышления. Однако перед ребенком накануне его обучения в школе встает задача овладения логической формой мышления, необходимой для успешного протекания учебной деятельности, основной целью которой является овладение учеником теоретическим отношением к действительности, формирование системы научных понятий и овладения общими способами решения различных классов задач. Все это ставит перед психологами и педагогами задачу выделить механизмы и условия перехода ребенка от преобладания образного мышления к логическому в его познавательной деятельности.

Исследованиями А. Запорожца, Д. Эльконина, П. Гальперина, Л. Венгера было показано, что на пути перехода от образного к логическому мышлению, ребенок должен овладеть специфической формой образного мышления, являющейся необходимым переходным звеном между этими двумя формами мыслительной деятельности. Это мышление получило название наглядно-схематического мышления. Отличие этого мышления от образного заключается в том, что ребенок начинает оперировать образами не самих предметов, а логических связей и отношений между ними, выражая эти отношения в виде наглядных схем, моделей. Например соотношение животных по критерию «вес», можно представить в виде серии палочек разной длины, в соответствии с тем, каков вес сравниваемых животных. Для функционирования наглядно-схематического мышления ребенок-дошкольник должен овладеть действиями наглядного моделирования, усвоение которых, как убедительно показано в работах Л. Венгера и его сотрудников, ведет к развитию общих познавательных способностей дошкольника.

Экспериментальное исследование по формированию общих сенсорных и интеллектуальных способностей в дошкольном детстве было выполнено коллективом лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР под руководством Л. Венгера (1986)

При изучении и анализе характерных для дошкольников видов деятельности, исследователи пришли к выводу, что формой опосредования, которой владеют дошкольники  и которая может рассматриваться в качестве основы общих умственных способностей – это наглядное моделирование.

Разыгрывая тот или иной сюжет в игре, дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, а при помощи предметов, используемых в качестве игровых заместителей, создают модели, отображающие взаимосвязи реальных предметов. Рисунок ребенка – также наглядная модель изображаемого объекта или ситуации. Ярким представителем наглядного моделирования является конструктивная деятельность. Создаваемые детьми конструкции из строительного материала и различных конструкторов представляют собой объемные модели предметов и ситуаций и затем используются в процессе сюжетно-ролевых игр.

Наглядное моделирование является одним из средств построения ориентировочной основы действия  в работах по поэтапному формированию умственных действий (П. Гальперин, 1969).

Экспериментальное изучение возможностей наглядного моделирования позволило выделить виды модельных представлений, которыми овладевают дошкольники, охарактеризовать операции, входящие в состав наглядного моделирования, и определить возможности и пути целенаправленного руководства его формированием (Л. Венгер, 1986). Напомним, что именно нагядное моделировнаие является необходимым механизмом реализации наглядно-схематического мышления дошкольника. Поэтому экспериментальные работы по формированию наглядного моделирования в различных областях жизнедеятельности дошкольника можно рассматривать как возможные пути формирования наглядно-схематического мышления детей в рамках образовательного процесса дошкольных учреждений. Работы О. Дьяченко и Р. Говоровой направлены на выявление возможностей наглядного моделирования, складывающихся у дошкольников в обычных условиях воспитания. В исследовании Л. Цеханской изучался психологический смысл детских схематических изображений, выявлялись условия, способствующие развитию наглядного моделирования в изобразительной деятельности дошкольников. Исследования А. Сиверио посвящено изучению операций, входящих в состав наглядного моделировании, и путей их усвоения в дошкольном возрасте. Установлено, что наглядное моделирование включает замещение элементов моделируемого содержания, построения модели путем установления между заместителями отношений, отображающих отношения замещаемых элементов, и, наконец, использование модели в качестве средства, обеспечивающего решение исходной задачи (Л. Венгер, 1986).

Цеханская и С. Леон Лоренсо изучали возможности и условия целенаправленного формирования наглядного моделирования в конструктивной деятельности дошкольников. В их работах были получены данные о том, что в процессе овладения конструктивной деятельностью создаются условия для усвоения наглядных моделей двух типов: конкретных, отображающих структуру единичного объекта, и обобщенных, схематически отображающих структуру определенного класса предметов.

В исследовании Л. Хализевой, посвященном целенаправленному формированию действий наглядного моделирования в процессе ознакомления детей с пространственными отношениями, выявлена возможность усвоения дошкольниками действий с моделями, включающими условно-символические компоненты (систему пространственных координат), и показано, что интериоризация таких действий существенно улучшает решение детьми интеллектуальных задач логического характера. На основании результатов данных  исследований были сформулированы следующие положения. Наглядное моделирование — специфическая форма опосредствования мыслительной деятельности в дошкольном детстве, позволяющая осуществлять детям наглядно-схематическую форму мышления. В обычных условиях дошкольного воспитания источник формирования наглядного моделирования — моделирующий характер детской деятельности. Формирование наглядного моделирования включает в себя овладение действиями замещения, построения модели путем придания заместителям отношений, отображающих отношения замещаемых объектов, и использования модели для решения основной задачи. Овладение указанными действиями и их превращение в операции целостного акта моделирования происходит в процессе интериоризации — перехода от построения и использования внешних материальных моделей к построению и использованию функционально эквивалентных им модельных представлений. Целенаправленное руководство формированием у детей действий наглядного моделирования приводит к существенным сдвигам в овладении этими действиями и образовании модельных представлений. Основной  руководства по формированию наглядного моделирования является обучение детей действиям замещения, построения и использования материальных моделей с созданием условий для последующей интериоризации усвоенных действий.

Теоретический анализ проблемы становления наглядно-схематического мышления через формирование у дошкольника способности к наглядному моделированию позволил нам наметить план  и перспективы собственного эмпирического исследования данной проблемы. Мы опирались на исследование Л. Дейниченко (2013), посвященное развитию регулирующей функции речи старших дошкольников. Один из этапов формирования полноценной регулирующей речи предполагает построение и использование наглядных моделей, помогающих дошкольнику осознанно использовать регулирующую речь в процессе объяснения партнеру определенного задания. В качестве наглядной модели, помогающей ребенку организовать свою деятельность, выступала учебная карта, схематично отражающая содержание выполняемого задания. Причем составляли такие модели сами дошкольники под управлением взрослого.

В качестве предмета исследования мы выделили процесс создания дошкольниками данного типа наглядных моделей, специфику замещения реальных объектов объектами –заместителями, особенности построения модели путем придания заместителям отношений, отображающих отношения замещаемых объектов, и использование модели для решения основной задачи. Уровень сформированности действий наглядного моделирования может быть показателем степени перехода ребенка от наглядно-образного способа решения задач к наглядно-схематическому мышлению, обеспечивающему ребенку полноценное формирование логических способов мыслительной деятельности.

  • Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. Педагогика, М.,1986. – 223с.
  • Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. –Вопр. психологии, 1969, №1, с.15-26.
  • Дейниченко Л.Б. Особенности развития форм и функций речи старших дошкольников в различных видах их деятельности. –М.: Изд-во МГОУ, 2013. -241с.

Все статьи автора «Гриняева Юлия Владимировна»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.